00:0025 ноября 200200:00
7просмотров
00:0025 ноября 2002
Механизмы рыночных отношений сложны и разнообразны. Это в полной мере относится и к рынку медицинских услуг. Но понимание этих сложностей приходит к потребителям услуг не вдруг и не сразу. И сегодня далеко не каждый может этим похвастаться.
<BR><BR>Механизмы рыночных отношений сложны и разнообразны. Это в полной мере относится и к рынку медицинских услуг. Но понимание этих сложностей приходит к потребителям услуг не вдруг и не сразу. И сегодня далеко не каждый может этим похвастаться.<BR><BR>В связи с этим очень легко продается мнение, что качество лечения не зависит от цены и что цена зависит от интенсивности рекламы и от стоимости аренды помещения и его ремонта.<BR>Рынок стоматологических услуг фрагментирован, и ценообразование зависит от двух факторов: от платежеспособности населения данного региона и от того, насколько сильна здесь конкуренция между клиниками. Потребность в услугах сплошная, но стоматологи их удовлетворяют. В Москве в среднем клиники загружены на 45-50%, в Санкт-Петербурге -- на 50-55%. Наибольшую загрузку, более 100%, дают бесплатные невысокого качества услуги. Это происходит вследствие сплошной нуждаемости неплатежеспособной части населения. Следом 75% загрузки дают наиболее качественные дорогие услуги. Они пользуются большим спросом, так как доля таких услуг очень незначительна вследствие их сложной воспроизводимости. При этом услуги элитного качества постоянно торпедируются носителями услуг среднего качества.<BR>Основным аргументом представляется то, что якобы элитные услуги содержат в себе лишние аспекты, которые никак не влияют на качество услуг, но существенно увеличивают стоимость лечения.<BR><BR><B>Реализация лучшего</B><BR>При этом понятие "качество стоматологических услуг" в разных целевых группах и разными врачами воспринимается по-разному. Есть те, для которых качество лечения зубов -- это только качество пломбировочного материала, для других -- это прочность и долговечность поставленной пломбы. Ни то, ни другое неверно. Качество стоматологических услуг имеет гораздо более широкую трактовку и намного больше критериев оценки.<BR>Эталоном качества является полная реализация лучшего для случая конкретного пациента комплексного решения, которое принимается с учетом максимального количества факторов и степени их значимости, с максимальной безопасностью, в максимально комфортных условиях, в удобном месте, в удобное время, с максимальным гарантийным сроком и возможностью послегарантийного обслуживания.<BR>Такое решение может быть достигнуто только при наличии:<BR>* самого широкого спектра современных технологий, что дает возможность наиболее оптимально подбирать их под конкретную проблему пациента, а не подгонять, наоборот, решение проблемы под имеющуюся технологию;<BR>* самого высокого уровня владения передовыми технологиями. Как правило, этот уровень приходит с годами работы при условии, что эти технологии все это время имеются в наличии;<BR>* самого высокого уровня клинического мышления, который приходит, как правило, с опытом работы. Клиническое мышление, выработанное на основе применения старых технологий, значительно отличается от клинического мышления, выработанного на основе применения новых технологий;<BR>* высокого уровня психологических знаний, коммуникативной культуры и жизненного опыта, позволяющих лучше понять пациента, учитывать его психологические особенности, максимально индивидуально подойти к решению его проблем;<BR>* самых широких сервисных возможностей. Помимо традиционного понимания включает в себя возможность круглосуточной доступности информации и возможности лечения независимо от того, болеет ваш врач или в отпуске. Наличие всех категорий специалистов в одном месте, чтобы не приходилось ходить по разным местам, и многое другое.<BR><BR><B>Материальные ресурсы</B><BR>Реализация такого уровня качества возможна только командной работой группы профессионалов во всех сферах, обеспечивающих это качество. Помимо врачей разных специальностей необходимы зубные техники, ассистенты врача, психологи, специалисты по инфекционному контролю, специалисты по поиску и закупке все время обновляющихся технологий, специалисты, обеспечивающие бесперебойную работу и профилактику уникальных технологий, и многие, многие другие.<BR>Помимо человеческих ресурсов для обеспечения всего вышеперечисленного необходимы и соответствующая структура, и материальные ресурсы. И становится понятным, что доля не влияющих на качество лечения дополнительных аспектов не может быть сколь-нибудь значимой, чтобы влиять на общую стоимость.<BR>Что касается рекламы, конечно же она работает на привлечение пациентов. Но главное всегда -- это удержать пациентов. И если фактический уровень клиники не будет соответствовать заявленному в рекламе, пациенты не только не останутся на лечение, но и будут отговаривать всех своих знакомых.<BR><BR><B>Что-то теряется</B><BR>Чем дешевле клиника, тем меньше факторов обеспечения максимального качества она использует. Надо понимать: когда на рынке выбирают клинику дешевле максимального, обязательно что-то теряется. Но не факт, что всем необходимо максимальное качество. Для многих важнее сочетание определенной стоимости и определенного уровня качества. И когда врач говорит пациенту, что он сделает ему зубы намного дешевле и не хуже качеством, надо понимать что этот доктор, скорее всего, имеет свое специфическое ограниченное понимание качества.<BR>Главное, чтобы мы это понимали и принимали решение осознанно!<BR>Тамаз Мчедлидзе,<BR>президент Ассоциации "Меди"