Пастижерное ремесло передается из поколения в поколение

Салон "Алла" работает 10-й год, но осваивать пастиж (изготовление париков и шиньонов) его хозяйка начинала 40 лет назад.

<BR><BR>Салон "Алла" работает 10-й год, но осваивать пастиж (изготовление париков и шиньонов) его хозяйка начинала 40 лет назад.<BR>Профессия пастижера одновременно считается и востребованной, и редкой. Специалистов мало, и все они хором твердят о нехватке времени на производство, не то что на воспитание преемников. Алле в этом смысле повезло, родители ее были пастижерами при Мурманском драматическом театре. С 15 лет она стригла-завивала природные шевелюры и шила искусственные. Потом отучилась на отделении пастижа Московского института парикмахерского искусства.<BR><BR><B>Не стоит жадничать</B><BR>С волосами проблем хватало и при советской власти, специалистов с "легкой рукой" ценили, давали возможность профессионально расти, обмениваться опытом с зарубежными коллегами, но денег платили -- 13% от стоимости изделия. Пастижеры, в свою очередь, за рубежом изучали не только парики, но и структуру частного бизнеса. "Наверное, главный совет я получила от наших польских коллег, -- рассказывает Алла Пономарева, -- они рекомендовали для начала не жадничать, открыть небольшой салон с узкой специализацией, а потом, по мере надобности, расширяться".<BR>Совет пригодился в 91-м году, когда семья Пономаревых вложила накопленные $3 тысячи в небольшую пастижерную мастерскую. Помещение площадью 25 м2 арендовали у КУГИ. Производством париков, шиньонов и накладок из натуральных волос занималось два поколения мастеров: сама Алла, ее сын, сестра и племянник.<BR><BR><B>От длины и качества</B><BR>Изготовление парика, позволяющего открыть виски, лоб, занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. Материалом служат как натуральные, так и искусственные волосы. Натуральное сырье проходит предварительную обработку: волосы вычесывают и стерилизуют при 300 шС. Шьется монтюр (основа для парика), вручную набираются отдельные волоски, пряди. Набранный парик стригут, красят, укладывают в прическу.<BR>Отечественным пастижерам повезло, российские барышни готовы продать косы в среднем за $70-120, в зависимости от длины и качества.<BR>В Европе не сдают волосы в мастерские, основными поставщиками материала служат азиатские страны, у такого сырья узкая область применения: волосы жесткие, с трудом поддаются окрашиванию. Искусственные волосы (кониколон) закупают в Японии и США. По качеству они похожи на натуральные, но выбор оттенков гораздо богаче. За исключением натуральных волос, материалы для париков, швейные машины и демонстрационное оборудование также закупают в Европе и США.<BR><BR><B>Смена имиджа</B><BR>Стоимость готовых париков из натуральных и искусственных волос примерно одинакова -- от 5,9 тысячи рублей.<BR>Объясняется это тем, что качественное искусственное волокно не проигрывает натуральному и за ним проще ухаживать. Парики из натуральных волос требуют больше внимания, но их можно красить, легче изменить прическу. Пастижерные изделия используют не только для повседневной носки. Частных покупателей привлекает возможность быстро сменить имидж. Для Мариинского театра и театра Комиссаржевской в "Алле" шили парики a'la Mozart, такие же модели закупили организаторы обеда Владимира Путина с Джорджем Бушем. Одна из молодежных телевизионных передач заказала дреды для ведущего, если сооружать этот шедевр из собственных волос, то потом их придется срезать. В преддверии новогодних праздников готовится партия усов и бород "Дед Мороз" из шерсти яка.<BR>Помимо собственных изделий "Алла" в качестве официального представителя продает парики американской корпорации Revlon.<BR><BR><B>Новые направления</B><BR>Пастижем в "Алле" не ограничились. В 1992 году получила развитие техника наращивания искусственных и натуральных волос. Хозяйка салона отправилась знакомиться с новыми веяниями в лондонский "Институт Пастижа" и в числе первых завезла их в Петербург.<BR>Спрос постепенно увеличивался, и через 5 лет салон перестал вмещать всех желающих, часть заказчиков ожидала своей очереди стоя на улице. Убедившись в необходимости расширения, Алла Пономарева продала свою 100-метровую квартиру и приобрела 150 м2 полуподвальных помещений на Фонтанке. Покупка во всем отвечала лучшим традициям петербургских подвалов. Ремонт и оборудование "съели" все деньги, и Алле Пономаревой пришлось какое-то время не только работать, но и жить в новом салоне. Увеличившаяся площадь позволила расширить пастижерное производство и создать новые направления. Бизнес-идея заключалась в том, чтобы посетители салона могли получить весь комплекс услуг по уходу за внешностью. К собственным 150 м2 за счет соседних помещений добавили еще 150 м2. Появилась парикмахерская, затем косметический, маникюрный, массажный кабинеты, открылся солярий.<BR>В штате салона около 20 человек. Новые мастера обучаются у давних сотрудников фирмы, повышают квалификацию в столичной школе парикмахерского искусства "Долорес". Открывать собственную школу Алла Пономарева пока не собирается по причине все той же нехватки времени.<BR><BR><B>Для повседневной носки</B><BR>Основной деятельностью салона "Алла" остается пастиж и наращивание волос. Объясняется это не только традициями, но и отсутствием большого количества конкурентов. На первый взгляд, с пастижерными изделиями в Петербурге дела обстоят неплохо, тот же Апраксин двор завален весьма доступными ($10-15) шиньонами и париками. Единственный их недостаток -- выглядят они неестественно и чисто условно заменяют природную шевелюру. Помимо "Аллы" парики для повседневной носки на заказ в Петербурге шьют в салоне "Пастиж". "Мастерские "Ленфильма", Мариинского театра, салон-ателье "Сочи" также выполняют индивидуальные заказы, -- рассказывает начальник гримерного цеха "Ленфильма" Геннадий Томилин, -- но они в большей степени ориентированы на театральные коллективы и киноиндустрию. Пока предложение отвечает спросу, но в случае увеличения потребности пастижерные мастерские придется развивать".