Русская резина тянется и мнется, но не сдается

Остановка производства легковых транспортных средств на российских автозаводах усугубит финансовое положение производителей шин для легковых автомобилей.

<BR><BR>Остановка производства легковых транспортных средств на российских автозаводах усугубит финансовое положение производителей шин для легковых автомобилей.<BR>По данным Минэкономразвития, производство шин для легковых автомобилей выросло в России, так же как и производство автомобилей, за январь-сентябрь 2002 года на 4%.<BR>Но это достижение отечественных шинников к концу года может сойти на ноль благодаря автомобилестроителям. А вот импорт шин для легковушек, по прогнозам Фонда информационных технологий, может вырасти на 4%.<BR>Дело в том, что отечественную продукцию покупают в основном отечественные автозаводы для новых автомобилей. А автовладельцы предпочитают тратить деньги на импортную резину.<BR><BR><B>Лакомый кусочек</B><BR>Учитывая, что в ближайшие 8 лет количество автовладельцев в России будет увеличиваться на 6-7% ежегодно, спрос на шинную продукцию пойдет вверх теми же темпами. И если российские шинники не предпримут решительных шагов по модернизации производства и продвижению продукции, то рынок достанется иностранцам. А они с аппетитом посматривают на него.<BR>У заграничных производителей есть все, чтобы захватить российский рынок: качественная продукция и финансовые возможности для организации производства в России.<BR>Тем более, что много денег на выпуск шин в России не надо. Здания и сооружения готовы, стоят и ждут заграничного инвестора. Из 15 российских шинных заводов работает половина.<BR>За 2 последних года цены на импортные и российские шины почти сравнялись. Разницу в 20% иностранные производители могут покрыть, организовав производства в России, за счет экономии на таможенных платежах.<BR><BR><B>Осталось недолго</B><BR>Еще 2 года назад руководителям отечественных шинных заводов захват рынка иностранцами и в страшном сне не приснился бы, а сейчас это становится реальностью.<BR>С середины 2000 года российские шинники начали двигаться к кризису. В тот год производство покрышек в России увеличилось в несколько раз по сравнению с 2001 годом. Оставшиеся "на плаву" заводы загрузили мощности на 70%. Однако в то время импортная продукция росла в цене значительно медленнее, чем отечественная.<BR>Себестоимость производства на российских заводах росла каждый месяц из-за подорожания сырья. Осенью 2001 года менеджеры шинных предприятий начали сдерживать отпускные цены, чтобы хоть на 20% российские шины были дешевле импортных.<BR>Рентабельность начала сокращатsься. И вот по итогам 2001 года финансовые менеджеры крупнейшего в России предприятия ОАО "Нижнекамскшина" зафиксировали убыток. К концу 2002 года все шинники России рискуют оказаться около нуля.<BR>Собственники крупнейших предприятий шинной отрасли России -- ОАО "Татнефть" и ОАО "Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания". Они фактически контролируют все производство шин в России.<BR><BR><B>Но не все потеряно</B><BR>У российских собственников есть три варианта. Первый -- инвестировать средства в модернизацию производства, сбыт товара. И оставить предприятие себе.<BR>Второй вариант -- продать шинный завод именитым иностранным холдингам. Которые открывают производства по всему миру и не против сделать это в России.<BR>Третий вариант -- нечто среднее между первыми двумя.<BR>Иностранный инвестор и российский владелец поделят шинные заводы как смогут. От этого выиграют все. Российские нефтегазохимические компании оставляют себе потребителей каучука. Иностранные инвесторы получают возможность продвигать свои брэнды в России без уплаты таможенных пошлин и некоторых других налогов. А шинный завод приобретет долгожданное новое оборудование и современные технологии.<BR><BR><B>Все так и будет</B><BR>Скорее всего, все пойдет по третьему варианту. Иностранцы уже давно сотрудничают с российскими предприятиями.<BR>В мае 2002 года ОАО "Нижнекамскшина" подписало контракт с итальянской фирмой Pirelli на поставку технологии производства легковых радиальных шин.<BR>Контракт предусматривает поставку технологии по производству новых размеров легковых шин, консультации по установке и эксплуатации оборудования, обучение персонала и длительное оказание технической помощи.<BR>Впервые отношения между "Нижнекамскшиной" и Pirelli завязались в 1986 году, когда начались работы по строительству линии производства легковых радиальных шин с использованием технологии и оборудования Pirelli.<BR>Новый контракт -- часть инвестиционного проекта "Нижнекамскшины" общей стоимостью более $60 млн. Проект финансируется нефтяной компанией ОАО "Татнефть" -- владельцем крупнейшего в стране шинного завода. "Нижнекамскшина" производит покрышек больше всех в России -- около 8 миллионов штук в год.<BR>Но на этом руководство компании не собирается останавливаться. Менеджмент ОАО "Нижнекамскшина" планирует создание производства радиальных шин для автомобилей класса "джип" и легких грузовиков мощностью 300 тысяч штук в год, а также развитие производства цельнометаллокордных (ЦМК) шин для грузовых автомобилей и автобусов мощностью 600 тысяч штук.<BR>Эти проекты предусмотрены в рамках разрабатываемой программы стратегического развития "Нижнекамскшины" до 2010 года. В рамках программы проводится поиск партнеров из числа мировых лидеров в области производства шин.<BR>В ноябре 2000 года руководство ОАО "Московский шинный завод" (МШЗ) объявило о сотрудничестве с германским концерном Continental AG.<BR>Инвестиционная программа концерна рассчитана на 3 года. К 2004 году на МШЗ закончится реконструкция производственных мощностей; выпуск шин должен возрасти с 2 до 5 млн штук в год. Изменится и ассортимент: в планах западных инвесторов -- привести всю продукцию предприятия к мировым стандартам.<BR>В 1996 году ОАО "Омскшина" и словацкая компания Matador начали совместное производство шин для легковых автомобилей. "Омскшина" выделила производственные площади для совместного предприятия, а словаки предоставили оборудование.<BR>В управлении СП ЗАО "Матадор-Омскшина" в равной степени участвуют оба создателя. И "Омскшине", и Matador принадлежит по 50% акций предприятия.<BR>В 2002 году СП "Матадор-Омскшина" планирует произвести 1300 тысяч штук легковых радиальных автопокрышек. Это в 5 раз больше, чем в 1996 году.<BR>