00:0014 ноября 200200:00
14просмотров
00:0014 ноября 2002
Министерство экономического развития и торговли РФ разрабатывает проект закона о концессиях. Главная его цель -- равные условия конкуренции при доступе к полезным ископаемым для всех инвесторов.
<BR><BR>Министерство экономического развития и торговли РФ разрабатывает проект закона о концессиях. Главная его цель -- равные условия конкуренции при доступе к полезным ископаемым для всех инвесторов.<BR>По словам Анатолия Бохана, заместителя директора аналитического центра ЗАО "АК "АЛРОСА", отечественные недропользователи в начальной стадии концессионного режима будут сопротивляться его введению, поскольку они уже давно работают по лицензиям и неплохо себя при этом чувствуют, а любые изменения правил игры грозят им неожиданностями и определенными потерями.<BR>-- Концессия как способ разработки недр является достаточно выигрышной для большого количества иностранных компаний, которые и рады были бы поучаствовать в освоении российских месторождений, но возможный произвол чиновников, занимающихся выдачей лицензий, их несколько настораживает. Кроме того, существует еще одна сторона вопроса: освоение крупных и, как правило, менее эффективных месторождений -- достаточно рискованный проект, решиться на который способна далеко не каждая российская компания. Иностранцы, желающие заниматься бизнесом в нашей стране, на это способны, но до сих пор предпочитали этим не заниматься ввиду отсутствия правовой базы. Договор о концессиях позволит сделать разработку недр более прозрачной, уменьшить риски, что не может не понравиться инвесторам.<BR><BR>-- В чем состоит принципиальное отличие между концессионным и лицензионным режимами работы?<BR>-- Как представляется, принципиальная разница в порядке выплат за недропользование.<BR>При существующем лицензионном режиме предоставление разработчику территорий или месторождений для геологического изучения и недропользования осуществляется государством путем выдачи ему лицензии на разработку месторождения. Основные платежи за пользование недрами при этом бюджет получает в виде различных налогов через реализацию добытого сырья. Таким образом, большая часть платежей начинает поступать в бюджет со значительной отсрочкой, которая используется для освоения месторождения.<BR>Порядок выплаты платежей за пользование недрами в условиях концессионного соглашения иной -- между недропользователем и государством определяется размер платежей в "жестком" режиме, независимо от того, осуществляется или нет добыча полезного ископаемого.<BR><BR>-- В чем состоят недостатки лицензионных соглашений?<BR>-- Главным недостатком лицензионного режима недропользования является то, что он позволяет владельцам лицензий удерживать в своем ведении любое количество месторождений, порой ничего не предпринимая для их разработки. Соответственно, и платежи в бюджет за пользование этими месторождениями не осуществляются: не добывается сырье -- нет и платежей.<BR>При концессии разработчику месторождений становится невыгодно удерживать месторождения "про запас", а государство получает возможность привлечь к разработке месторождений значительно большее количество участников, нежели в условиях лицензионного режима.<BR>Более прогнозируемыми становятся объемы платежей в бюджеты, увеличиваются возможности государства в регулировании своей сырьевой политики.<BR><BR>-- Не секрет, что все разведанные мало-мальски прибыльные российские месторождения, особенно нефтяные и газовые, уже разобраны компаниями. Вырастет ли банк "свободных" месторождений с введением концессионного режима?<BR>-- Непременно вырастет, что даст дополнительную возможность привлечь в отрасли новых инвесторов, в том числе и иностранных. Но следует учесть, что сегодня банк "свободных" месторождений будет формироваться в основном за счет трудноосваиваемых и менее эффективных месторождений. Для них концессионный режим недропользования значительно усложнит экономику предприятий на стадии освоения месторождения, подготовки его к эксплуатации.<BR><BR>-- Значит, нужно вводить отсрочки рентных платежей до введения предприятия в работу?<BR>-- Да. Вся горнодобывающая промышленность -- весьма капиталоемкое производство с длительными сроками создания и ввода в действие основных фондов. Поэтому для нее чрезвычайно важно введение такой формы налогообложения, которая позволяла бы предприятию в период строительства выжить с минимальными для себя долгами. Лицензионные соглашения обеспечивают такой "щадящий" режим существования. Какова станет форма платы за недропользование в будущем, сейчас сказать трудно. В России нет практики работы по концессионным договорам. Соответственно, представление о концессионном режиме недропользования у большинства отечественных руководителей сырьевых компаний, в том числе и нашей, является больше теоретическим, нежели практическим.<BR>Что будет на самом деле при введении концессионных договоров, покажут время и будущее обсуждение проекта закона о концессиях. Что касается АК "АЛРОСА", то мы полагаем, что у разработчиков концессионного режима недропользования достаточно здравого смысла, чтобы учесть особенности эксплуатации месторождений самого разного сырья, в том числе и алмазов.