Водолаз достает деньги со дна

Бывший военный водолаз Владимир Летучий начал собственное дело 12 лет назад.

<BR><BR>Бывший военный водолаз Владимир Летучий начал собственное дело 12 лет назад.<BR>"В основу будущей фирмы положил опыт -- к тому времени я 25 лет проработал в одной из подводно-спасательной служб. Также пригодились хорошие связи на всех уровнях, вплоть до Москвы. Тогда это значило больше, чем деньги", -- вспоминает генеральный директор ООО "НПП "Шельф" Владимир Летучий. Сейчас его фирма, специализирующаяся на различных видах подводно-технических работ, выполняет заказы от Мурманска до Сирии, от стран Балтии до Владивостока. В штате фирмы -- 50 человек.<BR>"Сначала я сам выполнял заказы, а все заработанные деньги вкладывал в оборудование, -- говорит Владимир Летучий. -- Надо мной тогда друзья посмеивались: "Ты же гол как сокол, а покупаешь какие-то компрессоры. Но я оказался прав".<BR><BR><B>Легкие деньги</B><BR>"Поначалу случалось, что поддавался на соблазн заработать легкие деньги, -- говорит предприниматель. -- Например, поехал со своей командой во Вьетнам собирать трепангов. Но легкие деньги оказались нелегкими. Трепангов надо поднимать тоннами. А мы за день собирали мешок. Так что провалился наш "бизнес". Но через пару лет я снова наступил на те же грабли: в 1998 году меня опять подбили на добычу трепангов, теперь на Мадагаскаре. Но и там это дело с треском провалилось".<BR>В 1998 году после кризиса дела фирмы резко пошатнулись. "Я тогда получил много заманчивых предложений от госучреждений и фирм, -- рассказывает Владимир Летучий. -- Но хотел заниматься своим делом, быть хозяином. Я не прогадал: с 2000 года объем заказов начал сильно расти. Ощущается, что экономика в стране идет на подъем".<BR>Объем продаж "НПП "Шельф" за последние 12 месяцев составил $2 млн.<BR><B>Кругом вода</B><BR>Владимир Летучий считает, что заказов хватит на годы вперед. Например, все газопроводы пересекают какие-либо водоемы, а значит там постоянно нужно проводить подводно-технические работы: "Подводные участки -- это наша работа. Мы осуществляем технический контроль и обследование этих участков и восстанавливаем обнаруженные нарушения. Наши заказчики -- ООО "Лентрансгаз", РАО "Газпром", Октябрьская железная дорога, "Водоканал". Работаем не только в России, но и в других странах. Например, сейчас наши специалисты вылетают в Сирию; будем вести дноуглубительные работы в одном из портов".<BR>В фирме "Шельф" есть семь водолазных станций. Водолазное дело требует дорогостоящей экипировки. Чтобы одеть одного водолаза, нужно около $10 тысяч.<BR>"Сейчас планируем купить в лизинг установку "ватермастер" за $400 тысяч. Эта универсальная машина все умеет делать -- копает грунт, откачивает воду, забивает сваи, может стоять на ногах, работать на плаву, на берегу, во льдах, на болоте. Но и стоимость работ очень высока. Например, экскаватор копает на берегу или мы будем копать и откачивать ил -- разница в стоимости работ в 100 раз".<BR>Конкуренция на рынке подводно-технических работ большая. Например, "Шельфу" приходится конкурировать с такими столпами водолазного дела, как "Балтийские буксиры", "Подводречстрой", "Волго-Балтийское бассейновое управление водных путей и судоходства" и др., многие из которых работают уже несколько десятилетий.<BR><BR><B>Ищут, где глубже</B><BR>По итогам 2001 года ООО "НПП "Шельф" стало лауреатом премии "Национальный Российский Олимп" в номинации "Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса".<BR>Владимир Летучий старается не стоять на месте. На состоявшейся недавно 3-ей Венчурной ярмарке фирма представила проект "Промышленное освоение донных отложений озер".<BR>Проект предусматривает промышленную добычу и переработку сырья со дна озер в ряд продуктов для сельского хозяйства, медицины, техники. Это органоминеральные смеси, удобрения, кормовые добавки, новые виды кормов, соли гуминовых кислот и др. Потенциальные потребители такой продукции -- страны Ближнего Востока и других регионов.<BR>"Технология, используемая фирмой, позволяет добывать до 100 тонн продуктов в час. Она защищена патентом РФ. Это направление кажется нам интересным, однако требует больших инвестиций -- для полномасштабной реализации проекта нужно $35 млн. Пока таких инвесторов мы не смогли найти, хотя интерес к технологии очень большой", -- рассказывает Владимир Летучий.