Иностранная рабсила подорожала

В связи со вступлением в силу Закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" какие изменения ждут предпринимателей, использующих иностранную рабочую силу?

<BR><BR>В связи со вступлением в силу Закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" какие изменения ждут предпринимателей, использующих иностранную рабочую силу?<BR>Федеральный Закон от 25.07.02 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вступил в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования (в "Российской газете" 31.07.02), т.е. с 01.11.2002.<BR>Для российских бизнесменов -- работодателей закон ужесточил условия привлечения иностранных работников. Так, если ранее для получения разрешения работодателю требовалось только получить у местного органа исполнительной власти заключение о целесообразности привлечения данного работника, то теперь разрешения выдаются в пределах квот, устанавливаемых Правительством РФ, с учетом приоритетности для российских граждан. Другими словами, если есть возможность найти россиянина с аналогичной специальностью, то в квотах такие специальности указаны не будут (придется уволить иностранных продавцов, строителей, бухгалтеров, секретарей). К сожалению, Правительство РФ по сей день не утвердило квоты, что для работодателей, обратившихся за разрешением привлечь иностранную рабочую силу после вступления в силу указанного закона, делает ситуацию проблематичной.<BR>Работодателем в соответствии с указанным законом признается физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке (в настоящее время это "Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы", утв. Указом Президента РФ от 16.12.93 №2146) разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.<BR>По данным Управления по делам миграции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, количество легально работающих иностранных граждан за 1-е полугодие 2002 года составило: в Петербурге -- 7065, в Ленобласти -- 4490 человек. Объем нелегальной миграции и количество иностранных граждан, работающих без разрешения миграционной службы, неизвестно.<BR>Главным достижением закона является определение сроков принятия решений о выдаче разрешений. Оно принимается Федеральной миграционной службой России в течение 30 дней со дня подачи работодателем документов, предусмотренных в пункте 5 настоящего положения. В случае, если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи указанных документов.<BR>Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение 5 дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения. Разрешения выдаются на срок до 1 года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на 1 год.<BR>При продлении срока действия разрешения с работодателя взимается плата в размере, предусмотренном за выдачу разрешения.<BR>Еще одна сложность, поджидающая работодателей, -- обязательность миграционных карт, имеющих отметку органа пограничного контроля о въезде иностранного гражданина в РФ. Для иностранцев, въехавших в РФ до вступления закона в силу, установлен срок 60 суток (до 31.12.02) для получения миграционной карты по месту временной регистрации. По свидетельству многих иностранных граждан, которые уже обращались в органы МВД за этим документом, приходится констатировать: данные органы по состоянию на 1 ноября 2002 года не были готовы выдавать миграционные карты. Однако закон предусматривает, что при отсутствии такой карты срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ до вступления в силу закона в порядке, не требующем получения визы, и не обратившегося с заявлением о получении миграционной карты, составляет 90 суток с даты вступления закона в силу. То есть даже те иностранные граждане, которым было выдано разрешение на работу сроком на год, рискуют сократить его, если не "добудут" миграционной карты. Однако закон не предпринял никаких мер по ограничению прав иностранных юридических лиц и их представительств по найму иностранных граждан, являющихся работниками данного иностранного юридического лица. О неправомерности требований органов миграционной службы в части оформления права на трудовую деятельность иностранным сотрудникам представительств инофирм в письме Минюста РФ от 09.03.00 №1596-ЕС было указано следующее: сотрудники представительств являются служащими иностранных фирм. В связи с этим вышеназванные представительства не являются для иностранных работников работодателями, и подтверждений на право трудовой деятельности для них не требуется.<BR>По-прежнему разрешено привлечение иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на основе подтверждения на право трудовой деятельности (стоимость такого подтверждения 580 рублей) без оформления разрешения в случаях найма работодателями для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории РФ, иностранных граждан на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) этих предприятий. Это, пожалуй, единственный способ "привлечь самого себя и родственников" иностранному гражданину -- зарегистрировать юридическое лицо и "привлечь" его руководителей на основании подтверждения на право трудовой деятельности. Главное достоинство такого способа -- отсутствие необходимости получения решений о целесообразности привлечения, которые, как указано выше, могут быть выданы только на специальности, указанные в квотах, утверждаемых Правительством РФ.<BR>Еще одна возможность привлечь иностранного работника без получения разрешения -- заключить гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Законодательство РФ не содержит ограничений при заключении таких договоров, а арбитражная практика по поводу сроков выдачи ИМНС патентов на право деятельности иностранным гражданам сформировалась в пользу предпринимателей -- указанные документы выдаются бессрочно.<BR><B>КСТАТИ</B><BR>Следует отметить, что этим же законом внесены изменения в Закон РФ "О государственной пошлине", теперь за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию лица из другого государства взимается 200 рублей, за выдачу или продление вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства -- 1000 рублей, за выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание -- 400 рублей, за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников -- 3000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника, за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства -- 1000 рублей.<BR><B>Ольга Самойленко, эксперт Купеческого клуба Санкт-Петербурга</B><BR>