На рынке телекоммуникаций мелкую рыбу съедает крупная...

На рынке телекоммуникаций мелкую рыбу съедает крупная, а крупную -- гигантская

<BR><BR><B>На рынке телекоммуникаций мелкую рыбу съедает крупная, а крупную -- гигантская</B><BR>На российском рынке телекоммуникаций продолжается стадия укрупнения бизнеса.<BR>Уходящий год был ознаменован несколькими крупными сделками по продаже долей телекоммуникационных компаний. Аналитики уверены: укрупнение бизнеса может свидетельствовать о значительном росте инвестиций в новом году. Теперь закрепиться на рынке средним компаниям будет значительно труднее, чем раньше. В результате всех слияний и взаимных приобретений значительную часть рынка стали контролировать крупные игроки.<BR><BR><B>Интернет на продажу</B><BR>Активная череда слияний Интернет-провайдеров в Петербурге началась после кризиса 1998 года. Чтобы остаться на рынке, компании были вынуждены объединять свои финансовые и технические ресурсы. Процесс продолжается до сих пор. Исчезновение торговой марки "Ситилайн" и поглощение компании "Совинтел" оказались связаны с компанией "Голден Телеком".<BR>В феврале 2002 года компания "Голден Телеком" отказалась от поддержки торговой марки "Ситилайн" в пользу своей марки "Россия-он-лайн". Прием платежей по всем тарифным планам "Ситилайна" в Петербурге и Москве был прекращен, а техническую и клиентскую базу "Ситилайна" получила менее раскрученная "Россия-он-лайн".<BR>После этих изменений значительную часть петербургского рынка стали контролировать четыре крупных игрока: кроме упомянутой "России-он-лайн" "Вэб Плас", "ПетерСтар" и "Петерлинк". Позиции таких провайдеров, как ComSet, "Ланк-Интернет", "Лэк Телеком", "Метроком" и "Совинтел", казались достаточно устойчивыми. Технические возможности крупных петербургских провайдеров сравнимы. Однако к концу года "Голден Телекому" покорился и "Совинтел".<BR>"Голден Телеком" осуществил долгожданную консолидацию своей собственности в крупнейшей московской компании местной связи "Совинтел". В сентябре было объявлено о завершении сделки по приобретению оставшихся 50% акций компании "Совинтел" у оператора дальней связи "Ростелеком". <BR><BR><B>Большая пайка</B><BR>Следует отметить, что рынок ждал этого события больше года. По оценке аналитиков J'son & Partners, суммарный доход этих двух компаний превышает $160 млн.<BR>По мнению аналитиков инвестиционной компании "Атон", поглощение "Совинтела" позволит "Голден Телекому" не только значительно увеличить свои операционные денежные потоки, но и улучшить долгосрочные перспективы роста. Приобретение компании обеспечивает "Голден Телекому" прочные позиции в российской телекоммуникационной отрасли. Прогнозируемый годовой доход объединенной компании превысит $280 млн.<BR>Советско-американское предприятие "Совинтел" было образовано в 1990 году, и предоставляет услуги на базе собственной волоконно-оптической сети в Москве и Петербурге. Доход компании в первом полугодии 2002 года составил $67,7 млн, чистая прибыль -- $12 млн.<BR>"Голден Телеком" -- крупнейший альтернативный провайдер интегрированных услуг по передаче голоса и данных, а также Интернет-услуг в крупнейших городах России и других странах СНГ. "Голден Телеком" и ранее был известен тем, что поглощал конкурентов. После того как компания купила в 1998 году провайдера "Невалинк", эта торговая марка исчезла с местного рынка.<BR>Аналитики склонны объяснять укрупнение компаний снижением рентабельности Интернет-провайдинга. Хотя в 2002 году росли как клиентская база, так и финансовые показатели, однако рост финансовых показателей был несколько скромнее. Неудивительно, что мелкие провайдеры разорились еще к началу 2002 года, а на рынке оставались только крупные и средние.<BR><BR><B>Волчьи законы рынка</B><BR>Готовится к продаже и независимый петербургский Интернет-провайдер -- ЗАО "Петерлинк". Одним из вероятных покупателей считалось ЗАО "ПетерСтар", которое с середины 2000 года активно внедряется на рынок Интернет-услуг. Однако некоторое время назад "ПетерСтар" прекратил переговоры о покупке.<BR>Компания "Петерлинк" предоставляет весь спектр услуг в сети Интернет и является одним их крупнейших провайдеров Петербурга и северо-запада России. Доля "Петерлинка" на петербургском рынке достигает 20%, что сравнимо с долей рынка Интернет-услуг другого крупнейшего игрока -- компании "Вэб Плас".<BR>Как отмечало руководство компании "Петерлинк", на продажу бизнеса владельцев подвигла серьезная конкурентная борьба на рынке Интернет-услуг. Сегодня компании либо ведут агрессивную политику и растут за счет покупок других игроков, либо их "съедают" полностью или частично крупные телекоммуникационные компании, стремящиеся расширять свое влияние на рынке. Возможны два варианта покупки: продажа провайдера полностью или частичная продажа с появлением в "Петерлинке" крупного портфельного инвестора.<BR>"ПетерСтар" создано в октябре 1992 года. Американская инвестиционная корпорация Metromedia International Group контролирует 71% акций компании, петербургский холдинг "Телекоминвест" -- 29%.<BR><B>Купи-продай</B><BR>Впрочем, в недалеком будущем и сам "ПетерСтар" может быть продан. Приобретением акций компании интересуется петербургский холдинг "Телекоминвест".<BR>О намерении продать пакеты акций российских телекоммуникационных операторов, в том числе и "ПетерСтара", заявила Metromedia International Group (США).<BR>В Петербурге американской компании принадлежит 71% акций ЗАО "ПетерСтар" и 100% акций ЗАО "Балтик Коммюникейшнз Лимитед" (BCL).<BR>У "ПетерСтара" дела идут прекрасно -- ухудшаются финансовые показатели самой Metromedia. В результате в июне 2002 года корпорация объявила об изменении стратегии продажи активов. Операторов фиксированной телефонии было решено продавать.<BR>(Ф.Ш.)