У Данилы-мастера каменный цветок растет как на дрожжах

Когда уральские ювелиры подарили Президенту на юбилей копию шапки Мономаха, а также карту из самоцветов, никто не удивился. Всем известно -- на Урале с камнем обращаться умеют. В Петербурге камнерезов тоже много, месячный оборот всех камнерезных предприят

<BR><BR>Когда уральские ювелиры подарили Президенту на юбилей копию шапки Мономаха, а также карту из самоцветов, никто не удивился. Всем известно -- на Урале с камнем обращаться умеют. В Петербурге камнерезов тоже много, месячный оборот всех камнерезных предприятий города даже при самом низком спросе оценивается примерно в $159 тысяч.<BR>При благоприятном развитии событий, то есть при высоком спросе, оборот может достигать цифры в $1,5 млн. <BR>Сами камнерезы говорят, что рынок как производства, так и сбыта "каменных цветов" не сформирован, но одна тенденция очевидна -- он растет. Александр Яковлев, генеральный директор выставочного объединения "Мир камня", например, рассказал, что на сегодня "заказов у них больше, чем они могут сделать".<BR>В городе камнем занимаются несколько видов компаний, всего их около 55. Крупные ювелирные предприятия ("Кохолонг", "Русские самоцветы", "Альфа") содержат камнерезные цеха для создания в первую очередь имиджевых вещей, например, для украшения своих же магазинов.<BR>Крупных, подлинно камнерезных мастерских в городе 6-10 (наиболее известные -- Школа камнерезного искусства В. Кононова и ООО "Багульник"). Кустарных мастерских, где работает по три-четыре человека, около двух десятков, столько же мастеров-одиночек.<BR><BR><B>Закон рынка</B><BR>Кстати, цветы действительно заказывают чаще всего. "Дело в том, что цветок -- это тот предмет, который наиболее ярко сочетает в себе и ювелирную работу, и работу камнереза.<BR>Когда приходит заказчик в мастерскую и видит, в каких условиях мы работаем, он не может понять, почему же так дорого стоит изделие. Конечно же мы объясняем, что работа ручная, очень трудоемкая, но лучше любых слов говорят, например, стебель и ветки цветка, сделанные из золота.<BR>К тому же очень многие любят драгоценные камни, а цветок -- это та вещь, в которую можно включать много драгоценных камней, и при этом не потеряется его художественная вкусовщинка", -- рассказывает руководитель и художник мастерской "Каменный гость" Антон Ананьев.<BR>Помимо коммерческих цветов распространено производство анималистики, блочной скульптуры и утилитарных предметов (пепельницы, часы и пр.).<BR>О ценах говорить сложно, самые дорогие каменные штучки могут стоить до нескольких тысяч долларов.<BR>"Предмет стоит столько, на сколько он выглядит. Но помимо внешнего вида играет роль имя производителя и то, как этот производитель выглядит. Художники редко обращают внимание на свой внешний вид, но по своему опыту скажу, что очень важно, на какой машине ты ездишь, какие ботинки носишь, какой офис имеешь", -- рассуждает директор и художник ООО "Багульник" Сергей Фалькин.<BR>Высокая ценность определяется еще и тем, что в большинстве своем это вещи единичные, неповторяющиеся.<BR>Потоком в каменном производстве называется четыре-пять копий, а большее количество одинаковых моделей не делает никто, говорят, нет смысла.<BR><BR><B>Слон и дзюдо</B><BR>Спрос на дорогие предметы декоративного искусства находится в прямой зависимости от благосостояния населения, а также от сезона. Пики покупательского спроса приходятся на Новый год и 8 Марта, а спад -- на лето.<BR>Запросы у заказчиков бывают самые необычные. Как рассказали "ДП" в одной из мастерских, просили даже вырезать голову дзюдоиста с ярко выраженными чертами понятно кого, правда, от этого предложения мастерская отказалась. Но маленьким женским слабостям все-таки уступают: "Одна женщина заказала вырезать фаллос из нефрита в натуральную величину, отказать я ей не мог", -- рассказывает Сергей Фалькин.<BR>"Очень часто заказывают вырезать портреты, конечно же собственные. Но от подобных предложений мы отказываемся, потому что человеку обычно не нравится, как он выглядит на фотографии, и с каменной скульптурой дело обстоит точно так же", -- рассказывает Антон Ананьев.<BR>Камнерезы стараются отказываться от заказа и в том случае, если он исходит от фанатичного любителя какого-нибудь зверюшки, например слона. "Один заказчик просил нас изготовить слона. Сначала его очень долго не устраивали эскизы. Потом, когда мы все-таки ему угодили и уже представили готовое изделие, оказалось, что у каменного слона берцовая кость оказалась длиннее, чем у живого, а уши, наоборот, меньше", -- смеется Антон Ананьев. (Н.Б.)