00:0031 октября 200200:00
8просмотров
00:0031 октября 2002
По данным ВНИИ потребительского рынка и маркетинга, доля морской рыбы и морепродуктов на российском товарном рынке все время сокращается. При этом существующие объемы производства и реализации морепродуктов в России могут удовлетворить потребности лишь 36
<BR><BR>По данным ВНИИ потребительского рынка и маркетинга, доля морской рыбы и морепродуктов на российском товарном рынке все время сокращается. При этом существующие объемы производства и реализации морепродуктов в России могут удовлетворить потребности лишь 36% населения.<BR>Основными причинами этого явления являются ухудшение технического состояния российского флота, уменьшение количества промысловых видов, усиление конкуренции на международном товарном рынке рыбного сырья и уменьшение возможностей прямого выхода России в морские промысловые акватории. Например, за последние 10 лет объем вылова рыбы российскими рыбаками в Балтийском море снизился почти в 10 раз.<BR>Поэтому значительные объемы сырья местным производителям приходится импортировать. Кроме того, в последние годы идет общий процесс сокращения биоресурсов Балтийского моря. Запасы биоресурсов в российских водах Балтики составляют примерно 60 тыс. тонн. В 2002 году российские квоты составляли: 3,8 тыс. тонн трески, 17 тыс. тонн сельди, 38,31 тыс. тонн шпрот и 8,85 тонны лосося. В связи с этим возрастает интерес к речным видам рыбы. Постепенно они становятся промысловыми, и доля их на рынке будет повышаться.<BR>В настоящее время Россия является одним из крупнейших экспортеров пресноводного рыбного сырья в Европе. Увеличение доли экспорта связано с высокими закупочными ценами за границей. Так, за последний год цена на дешевые сорта рыбы выросла в среднем на 5%, а на дорогие -- на 3%. Средняя закупочная цена на пресную рыбу составляет $2,2 за кг, что в 1,8 раза превышает средние закупочные цены на свинину и говядину. В самой России наблюдаются существенные различия между областями -- потенциальными покупателями пресноводной рыбы. Только восемь регионов могут добывать пресную рыбу в товарных количествах. Это удаленные районы Севера и Дальнего Востока. В то же время наибольшее потребление и ввоз пресной рыбы осуществляется в крупные промышленные центры. При этом потребности ввозящих регионов в 1,8 раза превышают возможности вывозящих.<BR>Игорь Бернштейн, заместитель генерального директора, коммерческий директор АОЗТ "Диета-18", отметил, что, хотя высокий спрос на дешевую рыбную продукцию сохраняется, постепенно увеличиваются объемы реализации и более дорогих сортов рыбы. Заметно вырос спрос на рыбное филе и другие рыбные полуфабрикаты, то есть продукцию, требующую меньшего времени на приготовление. По объемам реализации выделяются филе судака и форели. В то же время деликатесные сорта рыбы в вакуумной упаковке занимают стабильную долю рынка, не демонстрируя значительного роста. По его словам, обозначился спрос покупателей на охлажденную рыбу, который в последнее время остается стабильным. Заметный спрос на охлажденную продукцию наблюдается в июле. Сейчас этот рынок довольно активно осваивают норвежские производители. Растет предложение искусственно выращенной рыбы, в первую очередь форели, из хозяйств Ленобласти. Но в основном она идет на переработку.<BR>Осенью растут объемы реализации всей рыбной продукции. Рыбные консервы составляют всего 5-6% оборота рыбной продукции предприятия. "Консервы -- в большей степени интерьерный товар", -- резюмировал Игорь Бернштейн.