Открыть аптеку можно за 10 месяцев

В Петербурге аптеки растут как грибы. Кажется, что это небольшой и весьма прибыльный бизнес: 4,7 млн населения, сезонные эпидемии хорошо поднимают продажи, а сводки Комздрава о регистрации заболеваний в городе впечатляют фармацевтов и оптовых торговцев фа

<BR><BR>В Петербурге аптеки растут как грибы. Кажется, что это небольшой и весьма прибыльный бизнес: 4,7 млн населения, сезонные эпидемии хорошо поднимают продажи, а сводки Комздрава о регистрации заболеваний в городе впечатляют фармацевтов и оптовых торговцев фармпрепаратами -- здесь можно делать деньги.<BR>Как открыть аптеку, мы спросили у президента корпорации "Бинко" (сеть аптек "Для тебя и мамы"), выпускника Финэка Георгия Николайчика, который за 10 лет открыл в Петербурге 31 аптеку и сформировал систему, которая позволяет сети оставаться жизнеспособной и зарабатывать средства на расширение бизнеса. Корпорация "Бинко" -- предприятие среднего бизнеса, выросшее из малого. В Петербурге работают и "монстры" фармацевтического аптечного рынка -- сети "Фармакор" и "Первая помощь". Активно развиваются также сети "Эдифарм", Natur Produkt и другие. Выживают каким-то образом и единичные аптеки, но им все труднее тягаться с лидерами рынка.<BR><B>Персонал</B><BR>В составе корпорации "Бинко" работает фармацевтическое управление, в котором два отдела и фармацевтический склад. Они отвечают за закупки, продажи и хранение препаратов. Специалисты должны обладать знанием рынка. По закону продавать фармпрепараты может только провизор. В аптеке обязательно должны работать специалисты -- провизоры или фармацевты. Их готовят Фармацевтическая академия и Фармацевтический колледж. "В последнее время, -- отметил Георгий Николайчик, -- я бы отметил работу как раз Фармколледжа, его выпускники ближе к жизни". Особое внимание нужно уделить подбору "первостольника" -- работника аптеки, который стоит за прилавком. От его работы многое зависит.<BR>Кроме того, очень важна кандидатура заведующего аптекой. В корпорации "Бинко" берут на работу молодых провизоров, и, так как сеть растущая, через 2-3 года у провизора есть возможность занять вновь открывшееся место начальника подразделения или заведующего аптекой.<BR><B>Помещение</B><BR>Помещение, конечно, можно купить или арендовать у собственника. В первом случае это удорожит проект на несколько десятков тысяч долларов, в другом случае есть свои подводные камни. Георгий Николайчик предпочитает работать с КУГИ, считая отношения с таким арендодателем "более прозрачными и предсказуемыми". Информация черпается из официального "Бюллетеня недвижимости", каждый объект здесь публикуется в течение 2 недель. Всегда можно выбрать. Помещение не должно быть менее 100-150 м2, так как помещение аптеки должно состоять как минимум из:<BR>-- торгового зала;<BR>-- материальной комнаты;<BR>-- кабинета заведующего;<BR>-- комнаты отдыха персонала.<BR>Все это можно "уложить" в 100-120 м2.<BR>Материальная комната -- это обязательный атрибут каждой аптеки, место, где должны происходить разбор, сортировка и хранение фармпрепаратов.<BR>Кроме того, обязательна комната отдыха, ведь не будут же фармацевты пить чай рядом с препаратами. Ну и у заведующего как материально ответственного лица должен быть свой кабинет с сейфом и предметами оргтехники.<BR>В КУГИ подается заявка на помещение, потом заседает районная комиссия КУГИ, и при положительном решении комиссии через 2 недели появляется распоряжение главы администрации района или председателя КУГИ о том, что это помещение выделено вам. Чтобы в дальнейшем получить лицензию на работу аптеки в предоставленном помещении, необходим договор аренды на 5-10 лет. Минимум на 3 года. Подписывается проект договора аренды. Когда готов договор аренды, его предоставляют в Регистрационную палату.<BR><B>Ремонт</B><BR>Пока договор будут регистрировать, вы можете приступить к ремонту. В городе существуют несколько проектных бюро, которые делают дизайн-проект аптек, среди них, например, бюро "Никита Новак" и другие.<BR>В корпорации "Бинко" существует собственное ремонтно-строительное подразделение из 15 человек, которое занимается всеми ремонтными работами как по отделке новых помещений, так и по ремонту имеющихся. В сети такое подразделение держать выгодно, так как услуги, получаемые не на стороне, конечно, дешевле. На некоторые виды работ разумнее нанять субподрядчиков.<BR>Ремонт длится обычно от 4 месяцев. "Как правило, -- рассказывает Георгий Николайчик, -- современный потребитель фармацевтических и парафармацевтических товаров хочет приходить и делать покупки в хорошо отремонтированном и оборудованном помещении". Поэтому все помещения капитально ремонтируются, с заменой всех инженерных коммуникаций. Ремонт вместе с покупкой торгового оборудования обходится от $300-500 за м2. Таким образом, с момента получения помещения под аптеку до момента, когда в отремонтированное и оборудованное помещение придет эксперт Лицензионной комиссии, проходит 7-8 месяцев.<BR><B>Оборудование</B><BR>Торговое оборудование для аптеки можно заказывать параллельно с ремонтом. Аптечное оборудование европейского стандарта производят в том числе и в Петербурге, например, фирмы "Теос", "Гиос-Конком" и другие. Некоторые препараты, которыми торгуют аптеки, являются огнеопасными и требуют для хранения специальных мест -- металлических огнестойких шкафов. Оборудование также изготавливается 1-2 месяца, завозится и монтируется в течение нескольких дней. Информацию о поставщиках оборудования можно получить в специализированных изданиях или на ежегодной выставке "Аптека".<BR><B>Лицензирование</B><BR>Когда ремонт сделан и оборудование смонтировано, пакет документов на будущую аптеку подается в подкомиссию по лицензированию фармацевтической деятельности (входит в подкомиссию министерства по здравоохранению). Затем в аптеку прибывает специальная комиссия экспертов и проверяет все на соответствие стандарту.<BR>Процесс получения лицензии длится до 60 дней. Лицензию выдает Минздрав на 5 лет. Комиссия осматривает аптеку без товара. "Закупка товара является уже ведением фармацевтической деятельности, -- говорит Георгий Николайчик, -- это нельзя осуществить без наличия лицензии". До 10 месяцев проходит с момента получения разрешения на открытие аптеки. И все это время нужно исправно платить арендную плату. Инвестиции в каждую аптеку, включая товарный запас, как правило, составляют от $70 тысяч до $100 тысяч. Товарный запас на момент открытия аптеки должен составлять от 4 тысяч наименований на сумму, как правило, от $20 тысяч до $40 тысяч.<BR><B>Ассортимент и наценки</B><BR>При выборе помещения обязательно учитывается расположение уже имеющихся аптек в микрорайоне, их ассортимент. "Если аптека открывается недалеко от больницы или в самой больнице, ее ассортимент должен быть подобран в соответствии с ожиданиями будущих покупателей, -- говорит Георгий Николайчик, -- ассортимент аптеки старой части города должен быть отличен от аптеки в новостройках".<BR>Известно, что 30% препаратов составляют наибольший удельный вес в продажах. Конечно, если в аптеках будет 20-30 препаратов от простуды, сердечные настойки и гигиенические прокладки, то в такую аптеку скоро перестанут ходить. Поэтому, по мнению Георгия Николайчика, аптека должна поддерживать товарный ассортимент в размере от 4 до 7 тысяч наименований.<BR>Торговая наценка не должна превышать 15-20%, в противном случае покупатели опять-таки пойдут к конкурентам.<BR>Ассортимент формируется с помощью информационных систем, таких, как "РОСБИ", "Медлайн", "Кроссмаркет" и др., с их помощью специалист аптеки, ведающий закупками, заказывает любые препараты в режиме реального времени, выбирая нужную ему позицию из имеющихся оптовых предложений по цене, способу доставки и прочим параметрам.<BR>В Петербурге работает порядка 200 поставщиков лекарственных препаратов и парафармацевтиков. Наиболее значимых среди них -- два-три десятка: "Фарм Тамда 77", "Биотехнотоник", "Северо-Запад". Крупнейшие российские поставщики -- "СИА Интернейшнл", ЦВ "Протек". Для давнишних партнеров у них предусмотрены специальные цены. Некоторые аптечные сети имеют собственные информационные системы. А некоторые работают с поставщиками по старинке -- по прайс-листу. У корпорации "Бинко" для доставки товара по подразделениям есть собственный небольшой автопарк из 12 машин. Это удешевляет конечную стоимость препаратов и отражается на активности покупателей.<BR><BR>Помещение аптеки должно состоять как минимум из:<BR><B>u торгового зала</B><BR><B>u материальной комнаты</B><BR><B>u кабинета заведующего</B><BR><B>u комнаты отдыха персонала</B><BR>Все это можно "уложить" в 100-120 м2.<BR>Таким образом, процесс открытия аптеки занимает:<BR><B>u 6 месяцев -- ремонт</B><BR><B>u 1-2 месяца -- оборудование</B><BR><B>u до 2 месяцев -- лицензирование</B><BR><B>Итого: до 10 месяцев проходит</B><BR>с момента получения разрешения на открытие аптеки.