"В борьбе ума и таланта побеждают слабейшие"

Российские аудиторы считают систему государственных тендеров несовершенной

<BR><BR><B>Российские аудиторы считают систему государственных тендеров несовершенной</B><BR>Институт профессиональных аудиторов (ИПАР) направил в Минимущество письмо с требованием пересмотреть практику проведения министерством тендеров на аудит госпредприятий, в которых львиная доля всех заказов доставалась малоизвестным компаниям.<BR>Причина -- демпинговые цены последних. Крупные компании, в свою очередь, считают ниже своего достоинства действовать подобным образом. Но терять выгодные заказы также не в интересах крупных аудиторских компаний, которые решили искать защиты от своих малоизвестных коллег в Правительстве. Это уже вторая за последнее время инициатива ИПАРа, направленная на поддержание интересов добросовестных игроков рынка. Первая касалась ужесточения требований к документам, подаваемым для участия в рейтингах аудиторско-консалтинговых групп.<BR><BR>Владимир Романовский,<BR>директор Института проблем предпринимательства:<BR>"Мы разделяем точку зрения Института профессиональных аудиторов в том, что практика проведения тендеров на аудит госпредприятий уже давно дискредитировала себя. Основной причиной, из-за которой честная борьба ума и таланта превращается в номинальное событие, являются принципы, по которым отбираются компании. Вопреки всем рыночным правилам, в тендерах побеждают слабейшие -- малоизвестные, мелкие компании, припасшие самый лучший козырь -- низкую цену на свои услуги. 100 тыс. рублей -- лимит, который отводит Минимущество на аудит ГУПа. Если взять самую усредненную оплату аудитора -- $200 в день, то нетрудно посчитать, что бригада из пяти человек будет работать за эти деньги всего 3 дня. Учитывая, что на качественный аудит даже небольшого завода необходимо потратить недели 2-3, становится очевидным откровенное разбазаривание денег государства. Отдать эти деньги на нужды завода было бы более целесообразно, чем каждый год тратить их на поверхностный отчет о его финансовой деятельности.<BR>Помимо пустой растраты государственной казны существующие условия проведения тендеров на аудит ГУПов способствуют разваливанию работы профессиональных аудиторов. Складывается практически советская система, при которой работают не лучшие, а угодные. В данном случае -- угодные по цене своих услуг. Уважающие свой труд известные аудиторские компании остаются без госзаказов. Демпингующие фирмы получают работу. Результат -- отсутствие результата..."<BR><BR>Юрий Лаптев,<BR>генеральный директор компании "Балт-Аудит-Эксперт":<BR>"С большим сожалением приходится констатировать, что проводимые Минимуществом тендеры из инструмента отбора наиболее компетентных и достойных аудиторско-консалтинговых организаций превратились в средство закулисного выдвижения "своих" и "удобных" фирм. Тендеры не прозрачны. Критерии отбора позволяют манипулировать их результатами. Аудиторско-консалтинговая общественность реально отсечена от процесса принятия решений. Все это вызывает разочарование, вредит пользе дела.<BR>Наша фирма представила на тендер несколько ящиков (!) конкурсной документации. По итогам тендера мы оказались в первой тридцатке отобранных фирм, но за чертой 22 фирм-победителей. На вопрос о том, что в нашей документации было хуже, чем у фирм-победителей, ответ получить не удалось. Нам было заявлено: "У вас все очень хорошо, но вы не дотянули нескольких баллов до принятой черты отсечения. К вашей конкурсной документации претензий нет".<BR>Вызывает вопросы и сумма в 100 тыс. руб., установленная в качестве лимита на проведение аудита ГУПов за счет Минимущества. Любая аудиторская организация знает, что провести нормальную аудиторскую проверку крупного федерального ГУПа за такие деньги невозможно. Тем более, если министерство хочет за эти же деньги получить и рекомендации по повышению эффективности деятельности ГУПа. Опять ситуация, когда принятые решения идут не на пользу делу. А жаль!"<BR><BR>Юрий Воропаев,<BR>генеральный директор ЗАО "Маркетинг. Консалтинг. Дизайн":<BR>"Я в очередной раз убедился, что война за госзаказ только началась и не скоро закончится. Формулирую суть проблемы -- аудит федеральных государственных унитарных предприятий нужен формально, поэтому он не может дорого стоить, если не может дорого стоить -- крупные фирмы не могут участвовать в дележе госзаказа.<BR>Доказательство -- представьте, как управляются 10 тысяч ФГУПов от лица собственника Министерства имущественных отношений. Где менеджеры, сколько их, какой квалификации? Как вы догадываетесь, есть только статистическая обработка информации. Серьезного исследования отчетности не нужно, так как важен только один показатель -- прибыль для перечисления в бюджет".<BR>