Пивная отрасль растет на радость инвесторам и бюджету

Прирост объема производства пива в текущем году составит 10-12%. Это меньше, чем год назад (14,5%). В ближайшие 5 лет темп роста будет замедляться, и среднегодовой прирост составит лишь 5-8%.

<BR><BR>Прирост объема производства пива в текущем году составит 10-12%. Это меньше, чем год назад (14,5%). В ближайшие 5 лет темп роста будет замедляться, и среднегодовой прирост составит лишь 5-8%.<BR><BR>По расчетам, основанным на прогнозах компании АВК, прирост рынка в 2003-2005 годах будет даже несколько меньше -- он будет колебаться в пределах 2,2% в год.<BR>Такой темп развития объясним: например, в Германии по итогам первого полугодия 2002 года национальный пивной рынок увеличился на 1,2%, хотя там рынок уже давно насыщен и стабилизирован. Но никак не в России, где рынок пива находится только в стадии формирования.<BR>В последние годы пивная отрасль интенсивно развивается, и потому рынок еще далек от насыщения. Если уровень потребления янтарного напитка в европейских странах колеблется от 120 до 150 литров в год на человека, то на россиянина, в зависимости от его места жительства (небольшой городок или мегаполис), -- от 40 до 60 литров.<BR><BR><B>Игра в жмурки</B><BR>Снижение темпов роста пивного рынка аналитики связывают с рядом причин, одна из которых -- повышение ставки акциза на пиво. Утвержденная Комитетом Госдумы РФ по бюджету и налогам ставка повысится на 25% с января 2003 года, и акциз будет составлять 1,4 руб./л.<BR>Последний раз ставка акциза повышалась 1 января 2002 года -- на 12%. Акциз составил 1,12 руб./ л на пиво крепостью 0,5-8,6% и 3,7 руб./л -- более 8,6%.<BR>По расчетам Союза российских пивоваров, новый акциз спровоцирует рост цен на пиво в 2003 году на 7-8%, и пивовары опасаются, что это отразится на покупательской способности населения.<BR>На крепкие спиртные напитки акциз увеличится только на 15%. По мнению председателя Комитета по аграрным вопросам Геннадия Кулика, значительное увеличение акциза на пиво при меньшей степени индексации крепких алкогольных напитков может привести к дестабилизации ситуации на рынке пива и алкоголя.<BR>Повышение таможенных пошлин на ввоз алюминиевой тары (отечественные производители алюминиевых банок -- ООО "Ростар" и Rexam -- не могут обеспечить всех потребностей пивоваров), отказ со стороны Министерства финансов РФ снизить ввозные таможенные пошлины на пивоваренное оборудование, не имеющее отечественных аналогов, принятие поправок к Закону "О рекламе", ограничивающих рекламу пива в теле- и радиопрограммах -- все это также способствует значительному снижению темпов развития отрасли.<BR><B>Кто есть где</B><BR>В настоящее время основные игроки в отечественной пивной отрасли определены. Несмотря на прогнозируемое замедление темпов развития отрасли, идет увеличение долей присутствия крупнейших мировых концернов и российских пивоваренных компаний на пивном рынке России. Это реализуется за счет интенсивной экспансии на региональные рынки, а также за счет консолидации пивоваренных предприятий в холдинговые структуры.<BR>Абсолютным лидером по объемам производства и реализации пива в России является ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", занимающее 25% пивного рынка страны и пятую часть петербургского рынка.<BR>За первое полугодие текущего года продажи компании составили $350 млн. Остальную часть российского рынка распределяют между собой "Ярпиво", "Очаково Лтд", "Браво Интернешнл", "Красный Восток", "Москва-Эфес" и предприятия, входящие в индийско-бельгийский концерн Sun Interbrew.<BR>Согласно рейтингу "200 крупнейших предприятий России", составляемому агентством "Эксперт РА", по показателю объема реализации за 2001 год выделены пивоваренная компания "Балтика", "Браво Интернешнл", "Красный Восток", "Ярпиво", "Степан Разин". По показателю темпа роста в 2002 году -- "Степан Разин", "Красный Восток" и "Пивоварня "Москва-Эфес".<BR>Согласно консолидированным данным по всем дочерним предприятиям, по прибыльности из всех отечественных пивных компаний лидирует пивоваренная компания "Балтика".<BR>Самыми рентабельными "Эксперт РА" называет "Ярпиво", "Очаково Лтд" (согласно консолидированным данным по всем предприятиям холдинга) и пивоваренную компанию "Балтика".<BR>По рыночной стоимости из всех пивных компаний выделяется только "Балтика" -- ее капитализация на 2 сентября 2002 года составила 55489,5 млн руб.<BR>В другой рейтинг, составленный агентством AK&M при поддержке аппарата полномочного представителя на Северо-Западе на основе бухгалтерской отчетности предприятий по показателям прошлого года, компании "Балтика" и "Браво Интернешнл" вошли в 100 наиболее инвестиционно привлекательных предприятий Северо-Запада.<BR>По пересекающимся показателям эти рейтинги друг от друга несколько отличаются (см. табл.).<BR><BR><B>Объединение</B><BR><B>пивных интересов</B><BR>Обстановка на рынке накаляется не только "баталиями" пивоваров с Правительством.<BR>Усиливается конкуренция, активно идет процесс консолидации рынка и поглощения мелких компаний крупными.<BR>Аналитики полагают, что в отрасли в ближайшем времени будут доминировать два или три западных стратегических инвестора: Carlsberg/Baltic Beverages Holding, Sun Interbrew, SABMiller или Heineken (в настоящий момент их пять, им принадлежит около 59% российского пивного рынка) и два-три пивоваренных концерна, сформированных национальным капиталом и сконцентрированных вокруг пивзаводов "Очаково" и "Красный Восток".<BR>Совокупно эти группы будут контролировать более 90% производства пива в России. В это же время произойдет присоединение региональных заводов к одной из возникших групп. По мнению аналитиков, главные слияния и поглощения будут проходить в московском регионе и Поволжье, в меньшей степени сделки затронут Сибирь и Дальний Восток. Причем небольшие пивоваренные заводы видят свое дальнейшее благополучное развитие именно под "крылом" сильнейшего.<BR>Движение в регионы требует от компаний выбора стратегических решений: либо развивать дистрибьюторские региональные представительства, либо переносить производственные мощности непосредственно в сами регионы.<BR>Так, "Вена" открыла торговые представительства в Москве, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону; "Степан Разин" -- в Выборге и Череповце; "Очаково" -- в Краснодарском крае. "Балтика", имея самую разветвленную сеть сбытовых подразделений в 22 крупных городах России, тем не менее планирует запустить еще две производственных площадки: в Самаре и в Хабаровске, общей мощностью 25 млн дал в год.<BR>Лидерами же на региональных рынках сегодня являются Sun Interbrew и "Красный Восток", активно ведущие себя, например, в Самарской области ("Красный Восток" увеличил в этом году свои поставки в Самару до 1,5 млн дал). На поволжский рынок также ведут наступление "Афанасий-пиво" и "Патра". Подобная экспансия позволит увеличить емкость самарского рынка, потенциальный объем которого оценивается в 25-30 млн дал пива ежегодно. В 2001 году его объем составил порядка 6 млн дал, или около 9% общенационального объема производства.<BR>Вторая по мощности после "Балтики" компания "Ярпиво" к концу года планирует установить контроль над ОАО "Пивзавод "Воронежский", контролирующим всего 0,4% российского пивного рынка.<BR>Тем не менее это может стать для "Ярпива", как считают специалисты, началом дальнейшего присоединения к себе других региональных пивзаводов.<BR><B>"Премиальные" предпочтения потребителей</B><BR>Усилия производителей пива направлены не только на консолидацию предприятий, но и на развитие качества своей продукции. Активная работа отечественных пивоваров ведется по расширению сектора пива класса "премиум", до недавнего времени полностью принадлежавшего зарубежным маркам. Тем более в последнее время потребитель большее внимание уделяет "премиальным" сортам пива.<BR>Сегмент пива класса "премиум" является самым быстрорастущим на рынке как по показателям объемов производства отечественного пива, так и по объемам производства лицензионного напитка. По мнению маркетологов "Вены", его доля с 14,7% (на текущий момент) возрастет до 19,6% к 2004 году. По данным "Бизнес Аналитики", в период с февраля по декабрь 2001 года доля российского пива "премиум" на рынке увеличилась на 1,4%, доля лицензионного -- на 0,49%, а импортного -- на 0,13% (см. табл.).<BR>В "премиум"-сегменте представлена достаточно широкая линейка отечественной продукции ("Парнас", "Бочкарев", "Невское", "Калинкинъ", "Сибирская корона", "Сокол", "Солодов", "Золотая бочка", "Старый мельник" и др.), а также лицензионные марки и импортное пиво.<BR>Среди лицензионных марок выделяется Tuborg, который занимает 35% сегмента "премиум" на российском рынке; более 16% принадлежит марке Holsten.<BR>Лидером сегмента дорогих сортов импортного пива является Miller (см. табл.).