Мария Стюарт породнилась с художественной гимнастикой

Петербург стал родиной нового жанра -- спорт-балета. И хотя таким же словом можно было бы назвать балет на льду, все-таки к сценическому искусству спорт-балет имеет больше отношения, чем катание на коньках.

<BR><BR>Петербург стал родиной нового жанра -- спорт-балета. И хотя таким же словом можно было бы назвать балет на льду, все-таки к сценическому искусству спорт-балет имеет больше отношения, чем катание на коньках.<BR>Когда юная гимнастка Наташа Фомина училась в 8-м классе, она прочитала "Марию Стюарт" Шиллера. Эта вещь стала программной в ее жизни. Покинув большой спорт, Наталья, мастер спорта по художественной гимнастике, неоднократная чемпионка Петербурга и призер чемпионата СССР, вспомнила мятежную шотландскую королеву и вдохновилась на новые подвиги. Она создала уникальный театр балета Queens of sport ("Королевы спорта"), в который вошли 9 юных мастеров спорта по художественной гимнастике, два чемпиона мира по акробатике, один кандидат в мастера спорта по фигурному катанию и шесть юношей-танцоров, выбранных в труппу на кастинге. Первым спектаклем труппы стала "Кровавая Мэри" (постановка Полины Белинской и Натальи Индейкиной) по шиллеровской "Марии Стюарт". Европейская премьера прошла в петербургском концертном зале "Октябрьский". Теперь публика сможет увидеть "Кровавую Мэри" в родном городе только весной.<BR><BR><B>Петербургский продукт</B><BR>Посреди сцены повис гигантский шар темно-бронзового цвета. Как выяснилось по ходу действа, он олицетворял маятник жизни и неотвратимость судьбы. Ненавязчивые мрачноватые полотнища, обрамляющие сцену, намекали одновременно на роскошь и варварство, пышные интерьеры, в которых плелись паутины дворцовых интриг. Правда, декорации были подозрительно похожи на когда-то уже виденные в БКЗ "Октябрьский". В качестве активного элемента служил параллелепипед на колесиках с металлическими гранями вроде пилонов для стриптиза. Это одновременно и место для трона Елизаветы, и место казни Марии Стюарт.<BR>К удивлению публики, чуть ли не главную роль в спорт-балете играет вокал -- королева Елизавета не танцует, а поет, в отличие от сказочных королев-пенсионерок из классических балетов, которые молча и горделиво ходят по сцене. Именно она и держит публику в курсе всего, что происходит на сцене, и даже в конце действа патетически произносит приговор Марии Стюарт -- она бьется в паутине черных лент и погибает под гнетом уже упомянутого бронзового шара. Такой внятный поющий персонаж введен в спектакль очень мудро, иначе неискушенный зритель вряд ли поймет, что, собственно, происходит на сцене. Особенно если учесть, что спектакль, больше похожий на мюзикл, чем на балет, в основном рассчитан на молодежную аудиторию, которая, скорее всего, Шиллера не читала. Но по большому счету Шиллер здесь ни при чем. С таким же успехом можно было бы приплести и Цвейга или просто историю борьбы двух королев. Не в этом суть. "Кровавая Мэри" -- яркое и динамичное зрелище, мало нуждающееся в какой-то литературно-драматической подоплеке. Кстати, название для своего детища Наталья Фомина позаимствовала у любимого коктейля. <BR>Что касается хореографии, то балетмейстер Мария Большакова справилась с задачей блестяще. Сценическое движение, зажигательные танцы в шотландской стилистике сделаны с мастерским блеском, и даже номера с гимнастическими предметами -- мячами, обручами, булавами, лентами, шарфами -- не выглядят спортивными упражнениями, а органически вплетаются в это странное действо, подтверждая появление действительно нового жанра. Жизнерадостное впечатление усиливает и музыка, специально написанная для спектакля Кириллом Михайловым в "современном молодежном стиле" (по признанию самого композитора). Костюмы Аллы Фроловой -- из металлизированных, прозрачных тканей не имеют ничего общего с припорошенными нафталином театральными костюмами старых драм. Они больше напоминают конкурсные работы молодых дизайнеров, которые игнорируют традиции.<BR>В общем, "Кровавая Мэри" получилась "новым чисто петербургским продуктом", как выразился один из сочувствующих проекту. Теперь надо его умело продавать. Вот здесь-то создатели проекта, ничуть не худшего, чем московские новые мюзиклы, без ложной скромности снова продемонстрировали чисто петербургский подход.<BR><BR><B>Королевские тайны</B><BR>Стоимость проекта держится в строгой тайне, как и имена тех, кто материально содействовал осуществлению проекта. Слово "малобюджетный" его авторам не нравится. Затраты на постановку "Кровавой Мэри" сравниваются с затратами на "обычный антрепризный спектакль" -- дескать, десятки тысяч долларов. Покрыта мраком и история взаимоотношений со швейцарской продюсерской компанией "Фаско Групп". Накануне первого и единственного спектакля в "Октябрьском" от продюсера компании доктора Геанбруссе пришло письмо с требованием отменить премьеру. В противном случае швейцарские продюсеры оставляли за собой право пересмотреть собственные обязательства в отношении гастролей театра Queens of sport по Европе. И все-таки европейская премьера состоялась в Петербурге. Что за этим последует, организаторы проекта объясняют туманно. Похоже, труппа и не знала о намечавшихся гастролях. Сама Наталья Фомина говорит, что не рассматривает свой проект как бизнес. "У меня в личной жизни все нормально. Просто я знаю, что художественная гимнастика -- нищий вид спорта, хотя и самый красивый. Я хочу показать спортсменам, что после большого спорта им есть куда пойти кроме фитнес-клубов", -- говорит Наталья Фомина.<BR>Премьера завершилась банкетом в клубе "Олимпия". Молоденькие гимнастки с энтузиазмом танцевали под дискотечную музыку. Сама Наталья явилась в пышном платье из шотландки. Шлейф, кружева, розы из той же клетчатой ткани на декольте -- все королевские атрибуты от дизайнера Нонны Меликовой, в свое время одевавшей Эдиту Пьеху.<BR>