00:0022 октября 200200:00
19просмотров
00:0022 октября 2002
Новгородское ФГУП "ПО "Квант", официально выделившее весной нынешнего года из своего состава дочернюю компанию -- ФГУП "Телевизионный завод "Садко", столкнулось с жесткой конкуренцией со стороны импортеров.
<BR><BR>Новгородское ФГУП "ПО "Квант", официально выделившее весной нынешнего года из своего состава дочернюю компанию -- ФГУП "Телевизионный завод "Садко", столкнулось с жесткой конкуренцией со стороны импортеров.<BR>По мнению Сергея Анухина, директора ДФГУП "ТЗ "Садко", за последние полгода российский рынок пережил вброс либо контрафактных наборов азиатского происхождения для сборки телевизоров (SKD), либо телевизоров известных марок по демпинговым ценам.<BR>Следствием этого стало невыполнение компанией планов по продажам телевизионных приемников. Если прошлой осенью средняя ежемесячная реализация продукции составляла 4 тысячи телевизоров, то по сравнению с этим же периодом 2002 года она уменьшилась в 4 раза. По данным специалистов, другие российские телевизионные заводы вынуждены в этом сезоне снижать отпускные цены на $6-8, некоторые из них сворачивают собственное производство, переходя на сборочные технологии.<BR><BR>"Китайский синдром"<BR>Настороженность у отечественных производителей телевизоров появилась в августе, когда обычно начинается сезон продаж. Пик спроса на телевизоры российского производства этой осенью так и не наступил. "Точно говорить о мотивах феноменального провала пока нельзя, у нас нет фактов, -- говорит Сергей Анухин. -- Но последствия видны невооруженным глазом".<BR>Отпускные цены "Садко" с прошлого года упали на $16.<BR>По словам Сергея Анухина, к примеру, китайская марка радиоэлектроники TCL вынашивает планы агрессивного завоевания российского рынка. Свой внутренний рынок Китай уже заполнил, и сейчас их политика состоит в продажах SKD, при этом даже без упоминания торговой марки. "Предложения о сборке телеприемников из разных стран к нам поступают постоянно, -- говорит Сергей Анухин. -- Но для завода с полной технологией это бы означало умереть". Проблема состоит в незащищенности российского рынка радиоэлектроники с государственной точки зрения.<BR><BR><B>Заложники</B><BR>Стартовые позиции нового предприятия были достаточно тяжелыми. В прошлом году мощности новгородского телевизионного завода стояли несколько недель в ожидании улаживания разногласий с таможней, которая задержала необходимые для комплектации кинескопы "Томпсон" из Польши. "В то время мы потеряли достаточно много крупных оптовых покупателей", -- признается Сергей Анухин. По мнению маркетологов завода, покупатели телевизоров "Садко" -- люди с доходами ниже среднего, и она повысится не завтра. Тем не менее в будущем "Садко" намереваетс выпускать альтернативную радиоэлектронную продукцию, чтобы не чувствовать себя заложником отечественной экономики. Потенциальная мощность завода "Садко" -- 8 тыс. телевизоров в месяц, максимум реального производства -- 5 тыс. штук. Сейчас модельный ряд составляет девять наименований телевизоров. В планах 2003-2004 года -- выпуск 14-дюймовых телевизоров марки "Лотос", приемников на однокристалльном микропроцессоре и совместное производство относительно дешевого изделия с телевизионным объединением им. Козицкого.<BR><B>Под прикрытием</B><BR>ДФГУП "ТЗ "Садко" образовалось на базе производственных площадей "Кванта", где с 1958 года производилась сборка телевизоров. Завод "Квант" является практически монополистом в России по производству современных мобильных комплексов радиоэлектронного противодействия, предназначенных для защиты наземных объектов от нанесения прицельного бомбового или ракетного удара, так называемых "зонтиков". "Квант" стал учредителем "Садко" в единственном лице. В уставный капитал оборонный завод передал часть недвижимости, оборудования и оборотных средств. Так, "Садко" дополнительно получил целый производственный корпус. Причин для выделения телевизионного производства было несколько, в том числе уменьшение доли финансирования "Кванта" со стороны государства, а также предстоящее вступление "Кванта" в холдинг под эгидой РАСУ. После рассмотрения возможных форм собственности телевизионного завода его руководство пришло к оптимальному варианту -- дочернее предприятие. "Дочку" легче акционировать, пусть даже изначально 100% акций будет принадлежать государству, но оно рано или поздно выставит свой пакет на продажу", -- рассуждает Сергей Анухин.<BR><BR><B>Пуповина</B><BR>Родство с "Квантом" новому телевизионному заводу предстоит еще не раз подтверждать. Составители российско-белорусской программы "Союзный телевизор-2" запросили у "Садко" необходимые данные, но в программе по-прежнему фигурирует учредитель. "Система финансирования будет сложная, через "Квант", -- поясняет Сергей Анухин. -- Но еще сложнее будет всем объяснять замену". Второй вариант развития постсоветского телепроизводства вынашивается уж достаточно долго, новгородским участникам уже пришлось сдвинуть все заявленные сроки на год. Тем не менее "Садко" стал достаточно расчетливым родственником. Чтобы снизить производственные затраты по коммунальным платежам, которые начислялись раньше по среднему, телевизионщики купили тепловые и энергосчетчики, вакуумные компрессоры. Недавно закончены монтаж и испытания автоматизированной системы внутрисхемного контроля. Главной проблемой остается хроническая нехватка оборотных средств. Инвесторов и банки по-прежнему отпугивает словосочетание "государственное предприятие".