Тоннель под Невским вел в светлое будущее

В начале XX века в Петербурге собирались прорыть тоннель под Невским, засыпать канал Грибоедова, перенести за город Московский, пардон, Николаевский вокзал, а вкупе с ним и все промышленные предприятия.

<BR><BR>В начале XX века в Петербурге собирались прорыть тоннель под Невским, засыпать канал Грибоедова, перенести за город Московский, пардон, Николаевский вокзал, а вкупе с ним и все промышленные предприятия.<BR>Большинство из этих мероприятий были включены в разработанные 100 лет назад документы, представлявшие собой фактически Генплан Петербурга. Некоторые из пунктов, заложенные в этом плане, были выполнены много позднее. Правда, несколько иначе. К примеру, нынешние спальные районы города были запланированы еще 100 лет назад в виде поселков "городов-садов" англичанином Гоуар. Строительство же первых трех -- в Сосновке, на Полюстровском проспекте и за Нарвской заставой -- было даже начато в 1913 году.<BR><BR><B>Скученность</B><BR>Документы, предложения, варианты и идеи, касающиеся новых градостроительных планов, были опубликованы в течение нескольких лет до и после празднования 200-летия Петербурга. Перспективное планирование захватывало первые 50 лет XX века. Главная проблема -- уже тогда Петербург считался перенаселенным. К своему 200-летию город подошел с населением около 1,4 млн человек, а 2-миллионный рубеж планировали преодолеть к 1925 году. Но реальность опережала расчеты: к 1 января 1913 года в Петербурге с ближайшими пригородами насчитывалось 2 млн 18 тысяч жителей, а плотность населения, точнее говоря, скученность была наивысшей среди европейских столиц.<BR>В 1911 году Госдума приняла закон об обязательной разработке проекта переустройства водоснабжения и канализации столицы. В законе были заложены такие ориентиры: 1937 год -- 3 млн, 1947 год -- 4,5 млн (с окрестностями -- 5,5 млн). На последней цифре градостроители советовали властям остановиться навсегда.<BR><BR><B>Все в сад</B><BR>В течение XX века рекомендовалось постепенно переместить географический центр города с Невского проспекта, от Городской думы, на то место, где при Петре I была шведская крепость Ниеншанц (ныне Петрозавод напротив Смольного), а всю строительную активность направить вверх по Неве, где территория не затапливается при наводнениях.<BR>По левому берегу Невы, вверх от Лавры, строителям предлагалось возводить коттеджи для рабочего класса, для этой же цели отводились массивы земли вдоль Балтийской железной дороги. Наиболее перспективным был гигантский участок за Московскими Триумфальными воротами. В 1912 году крестьяне деревни Купчино закончили за свой счет трассировку Волкова поля и готовились продавать горожанам участки земли под строительство.<BR>Активное участие в градостроительном процессе принимал и Николай II. В частности, он предложил за казенный счет постепенно демилитаризовать столицу и вывести в новые места дислокации все полки лейб-гвардии, обычные воинские части и военные учебные заведения, передав освобождающиеся здания благотворительным и медицинским учреждениям.<BR>Кроме того, император намеревался за казенный счет вывести на Лахту, из устья Б. Невы, оба судостроительных завода, а освободившиеся территории застроить красивыми, "стильными" домами, превратив Петербург в своеобразную Триумфальную арку России для прибывающих с моря боевых кораблей и пассажирских судов.<BR>Петербургская же общественность, включая и гласных городской думы, выступала за постепенный вывод за пределы города всех промышленных предприятий с вредными выбросами в атмосферу -- с целью оздоровления экологической обстановки в городе.<BR><BR><B>Культ личностей</B><BR>Еще 100 лет назад существовала проблема транспортной перегрузки центра; по статистике, в те годы на 1 версту приходилось 5 млн перевезенных трамваем пассажиров в год -- невиданный для Россия и Европы показатель. В результате рассматривались сразу три варианта разгрузки Невского проспекта:<BR>строительство тоннеля под ним;<BR>прокладка новой магистрали как продолжение ул. Жуковского через Фонтанку, Екатерининский канал и Мойку до Дворцовой пл.;<BR>снос Надеждинского роддома ("Снегиревка"), Павловского института на ул. Восстания, 8, Мариинской больницы и продление 2-й Рождественской (Советской) улицы опять-таки до Дворцовой площади. Название предлагалось в духе 1913 года -- Романовский проспект (в этом году праздновалось 300-летие дома Романовых). На Петербургской же стороне предлагалось прорубить второй Каменноостровский проспект от Троицкой площади по Малой Монетной до Карповки и Лесного проспекта, к конечной станции будущего метрополитена. Кстати, вопрос о строительстве метро в Петербурге обсуждался еще с 1880-х годов, когда население стало приближаться к миллионной отметке.<BR>Кроме того, на полном серьезе тогдашние градостроители обсуждали вопрос о засыпке Екатерининского (Грибоедова) канала и проложении магистрали параллельно Садовой и Большой Морской. Почти одновременно, в 1911 году, появился проект засыпки Крюкова канала на всем его протяжении и превращение его в роскошный проспект Николая II, с выходом на Троицкую площадь, к новому Александровскому вокзалу, который должен был объединить ветки Балтийского и Варшавского вокзалов. Для этого планировалось всего ничего -- снести дома на нынешних Красноармейских улицах.<BR>