Грузоперевозкам грозят нестандартные пароходы

Безопасное судоходство предполагает соответствие всех систем судна международным стандартам, соблюдение которых позволяет считать корабль пригодным для плавания.

<BR><BR>Безопасное судоходство предполагает соответствие всех систем судна международным стандартам, соблюдение которых позволяет считать корабль пригодным для плавания.<BR>Однако в погоне за снижением издержек некоторые судовладельцы пренебрегают мерами безопасности и не осуществляют сертификацию своих судов. Тогда они переходят в разряд субстандартных. Об этом шла речь на прошедшем в Петербурге 5-м Международном семинаре "Субстандартное судоходство -- проблемы и пути их решения через сотрудничество. Звенья цепи безопасности -- прозрачная ответственность и обязательства". В нем приняли участие порядка 240 человек. Это представители судоходных компаний, портов, морских администраций и т.п. многих стран мира.<BR><BR><B>Стандарты безопасности</B><BR>Всего в мире существует порядка 40 классификационных обществ, которые осуществляют сертификацию судов на соответствие их международным стандартам. Однако в международную ассоциацию классификационных обществ (МАКО), членство в которой предполагает высокую квалификацию общества, входит всего 10 организаций. Среди них Российский морской регистр судоходства. Генеральный директор Российского морского регистра судоходства Николай Решетов так охарактеризовал безопасность судоходства: "Это понятие характеризует не только уровень безаварийной работы судов в настоящее время, но и применительно к конкретному судну предполагает реализацию обширного комплекса взаимосвязанных решений как организационного, так и технического характера. Они обеспечивают безусловное соответствие судна, его экипажа и управляющей судном компании минимальному уровню современных требований, рассчитанных на установленную перспективу и направленных на предотвращение человеческих ошибок и аварийных происшествий".<BR>Разработкой международных стандартов занимается Международный комитет по безопасности на море (ИМО). Государства флага (государства, под чьими флагами плавают суда) приводят в соответствие с этими стандартами свои национальные законодательства, судовладельцы обеспечивают их надлежащее выполнение. Классификационные общества или признанные организации, действующие по поручениям морских администраций, контролируют соответствие судов установленным нормативам в предписанные международными конвенциями сроки. Однако эта достаточно простая схема, по словам Николая Решетова, часто нарушается.<BR><BR><B>Государства флага</B><BR>В мире существует достаточное количество государств флага. Есть флаги дешевые и дорогие, "строгие" по отношению к судовладельцам и не очень. Среди участников судоходства есть даже негласный перечень "черных" флагов. Это государства, морские администрации которых достаточно лояльно относятся к нарушениям судовладельцами международных стандартов судоходства. "К таким, как правило, относятся государства-оффшоры, например Камбоджа или другие экзотические страны", -- считает Николай Решетов.<BR>В таких же странах работают и классификационные общества, которые не всегда адекватно оценивают соответствие судна международным стандартам безопасности. Грубо говоря, они дают допуск к выходу в море еще плавающим, но уже готовым пойти ко дну судам. Они не только представляют угрозу собственно для команды и перевозимого груза, но и для портов, куда заходят на погрузку или разгрузку. Такие суда во избежание проблем с морскими администрациями даже не заходят в порты, предпочитая все погрузочно-разгрузочные операции осуществлять в открытом море.<BR><BR><B>Кодекс безопасности</B><BR>Для регламентации вопросов распределения ответственности и полномочий в судоходных компаниях принят Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ). По данным Российского морского регистра судоходства, его внедрение в компаниях и на судах уже завершилось. При освидетельствовании экспертами Регистра по МКУБ было выявлено большое количество несоответствий. Они распределились следующим образом: документация, планы проведения судовых операций, готовность к аварийным ситуациям, техническое обслуживание и ремонт, ресурсы и персонал.<BR>По словам Николая Решетова, на протяжении многих лет на судах выявляются одни и те же несоответствия: по спасательным средствам, противопожарному оборудованию и снабжению, оборудованию по предотвращению загрязнения нефтью.<BR>"В основном эти несоответствия появляются в результате несвоевременного и ненадлежащего обслуживания экипажем этих объектов или напрямую связаны с низкой квалификацией обслуживающих их людей", -- считает Николай Решетов. (О.Ш.)