Ки-айкидо вступило с бизнесом в единоборство

Бизнес-консультирование обретает все более экзотические черты. К прибыльному делу прилагают руку не только знатоки умных иностранных слов, но и фэн-шуисты, а также люди в кимоно. На вкус и цвет. Своего покупателя находит любая непривычная маркетинговая уп

<BR><BR>Бизнес-консультирование обретает все более экзотические черты. К прибыльному делу прилагают руку не только знатоки умных иностранных слов, но и фэн-шуисты, а также люди в кимоно. На вкус и цвет. Своего покупателя находит любая непривычная маркетинговая упаковка.<BR>"Направьте на меня кулак. Если я буду сопротивляться впрямую, завяжется борьба. А мне необходимо, чтобы ваше и мое усилие были сонаправлены", -- говорит Игорь Остроумов, президент Федерации ки-айкидо Петербурга и Ленобласти. Потом он показывает, как это делается, образуя с корреспондентом "ДП" композицию, напоминающую скульптуру Веры Мухиной "Рабочий и Колхозница".<BR><BR><B>Против лома есть прием</B><BR>Перевод противостояния в единение -- один из принципов ки-айкидо. Основанное на парной работе, использовании энергии партнера, умении контролировать его, ки-айкидо позволяет использовать сильные стороны противника в своих целях. В общем, не лишний прием в бизнесе. Так, по ки-айкидо, любая маленькая организация имеет преимущества перед большой в мобильности -- при любых внешних изменениях на рынке в случае умелого лавирования. Этим, например, можно объяснить успешность уличных торговцев, которые делают свое дело без сложных маркетинговых инструментов, графиков, схем и налоговых отчислений. То же с ценообразованием: апологеты ки-айкидо не станут конкурировать, снижая цены, а обратят внимание на сервис и другие дополнительные преимущества. Хотя, безусловно, к подобному решению могут прийти и те, кто о ки-айкидо никогда ничего слышал, а только видел скульптуру Веры Мухиной на ВДНХ.<BR>Специалисты по ки-айкидо и его разновидностям имеют собственную теорию развития бизнес-приемов в России. "Например, принципы каратэ, основанные на принципе "удар на удар", на противопоставлении себя партнеру, решении конфликтов через прямой контакт, подавлении его и тому подобном, были свойственны этапу первоначального накопления капитала. Сейчас пришло время партнерских отношений, выгодных для обеих сторон", -- говорит Игорь Остроумов.<BR>Любопытно, что в мире бизнес-консультирования единоборцы уже давно имеют свою нишу. Собственно, все ключевые фигуры ки-айкидо пришли из бизнеса, например, Темпу Накамура руководил крупнейшим банком Токио после войны, а также продавал "философию успеха" в качестве консультанта многих крупных корпораций.<BR>В группах Игоря Остроумова преимущественно учатся специалисты по паблик рилейшнз и банковские служащие. По его словам, сейчас один из банков рассматривает вопрос о корпоративных занятиях ки-айкидо. "В коммерческих организациях есть понятие -- упущенная прибыль, которое зачастую связаноы с недостаточно эффективной работы с клиентами", -- объясняет Игорь Остроумов.<BR>Конечная цель принятой в ки-айкидо защиты состоит не в уничтожении нападающего, а в том, чтобы нейтрализовать его или получить возможность управлять его действиями. "Ки-айкидо -- это ответвление от айкидо, оно больше связано с внутренней работой, самообладанием, самосовершенствованием, личностным ростом, -- считает Игорь Остроумов, -- человек учится себя контролировать, мотивировать, находить оптимальное решение без метаний из стороны в сторону". По мнению Игоря Остроумова, это адекватно российскому менеджменту, который не связан с жесткой иерархией, использует практику создания рабочих групп, перетекания людей из департамента в департамент внутри организации и пр.<BR>"Все эти вещи в ки-айкидо даются опосредованно. Мы не работаем с сознанием напрямую, не загружаем человека информацией. Регулярно отрабатывая в зале различные упражнения, приучаем клиента к спонтанности, рефлекторности принятия решений", -- рассказывает Игорь Остроумов.<BR>Поскольку очень часто у менеджеров не находится времени на планирование переговоров, все происходит быстро (если речь идет о десятке встреч) -- отточенность автоматической реакции, в общем-то, необходима, равно как и навыки по обратной связи. "Подобные цели преследуют тренинги, но эффективность тренингов, как известно, очень низка, поскольку любой рефлекс должен постоянно закрепляться, иначе через несколько недель все само пройдет", -- считает ки-айкидист.<BR><BR><B>Подводные камни</B><BR>Практика общения через работу в паре учит чувствовать партнера, его скрытые мотивы и контекст. Так, если мы сидим друг напротив друга -- обычно это подчеркивает выяснение отношений, если приходим к соглашению, -- садимся рядом, хотя свое местоположение можно изначально корректировать в зависимости от целей.<BR>"По ки-айкидо, проблемы партнеров решаются в случае сонаправленности их энергии, -- объясняет Игорь Остроумов, -- При этом быть гибким и мобильным не означает быть аморфным. Просто в бизнесе человек должен быть как "шестеренка", умеющая всегда чувствовать себе на месте и находить применение в любом механизме".<BR>