Добровольное исполнение хуже принудительного

Для юридических лиц является большой проблемой получить средства из государственной казны -- в оплату за электроэнергию, потребленное тепло, в качестве возмещения вреда и пр. Чаще всего документы возвращают под надуманными предлогами. Но появился некий по

<BR><BR>Для юридических лиц является большой проблемой получить средства из государственной казны -- в оплату за электроэнергию, потребленное тепло, в качестве возмещения вреда и пр. Чаще всего документы возвращают под надуманными предлогами. Но появился некий порядок, по которому заранее известно, как следует себя вести при взыскании с государства денежных средств в соответствии с Бюджетным кодексом. Прокомментируйте, пожалуйста, его смысл.<BR>9 сентября 2002 г. Правительство РФ приняло Постановление №666 "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти" (в дальнейшем -- Постановление №666). Этим постановлением со ссылкой на ст. 128 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2002 год" были утверждены Правила с похожим названием.<BR>Суть Постановления №666 состоит в определении порядка исполнения Министерством финансов РФ судебных актов о взыскании из казны РФ денежных средств на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо их должностных лиц на основании исполнительных листов. Перечень документов, предоставляемых в Минфин, на первый взгляд невелик. В него включаются исполнительный лист, копия судебного акта, на основании которого данный лист выдан, и заявление с указанием реквизитов банковского счета. Однако и этот перечень вызывает недоумение.<BR>Для принудительного исполнения согласно ст. 7 Закона РФ "Об исполнительном производстве" (в дальнейшем -- Закон об исполнительном производстве) достаточно предъявить исполнительный документ, в частности, упоминаемый в нашем случае исполнительный лист. Судебный акт, на основании которого выдан исполнительный лист, предоставлять не нужно. Согласно ст. 8 упомянутого закона исполнительный лист должен содержать реквизиты, достаточные для исполнения. Он подписывается судьей и скрепляется печатью суда. Так что сомневаться в подлинности исполнительного лица не приходится. Во всяком случае копия решения суда заверяется в том же порядке, что и исполнительный лист. Видимо, желание Минфина познакомиться с решением суда вызвано одним лишь стремлением изучить его. Но решение уже вступило в законную силу и не подлежит какой-либо проверке органами исполнительной власти. Его нужно просто исполнить.<BR>Теперь о заявлении взыскателя. Нигде не закреплено обязательное требование того, что взыскатель должен иметь расчетный счет или открыть его в целях облегчения работы органов принудительного исполнения. На практике судебные приставы-исполнители вынуждены заказывать в банке наличные деньги, когда взыскатель желает получить именно их. Во многих случаях открытие расчетных счетов для зачисления на них взыскиваемых сумм лишено какого-либо смысла, например, если эти суммы чрезмерно малы. Да и нет никаких оснований заставлять взыскателей открывать расчетные счета в кредитных организациях.<BR>Минфин РФ в течение 5 рабочих дней отправляет исполнительный лист указанному в нем органу государственной власти для "получения информации об обжаловании судебного акта по данному делу". Очевидно, речь идет о том государственном органе, за который отвечает казна РФ. Однако иск может быть заявлен непосредственно к казне, и тогда в исполнительном листе не будет нужной информации. Здесь-то и поможет копия судебного акта, в которой данный орган будет назван.<BR>Государственный орган, получивший исполнительный лист, в течение 5 рабочих дней представляет в Минфин документы, отменяющие или приостанавливающие исполнение судебного акта, либо информацию об отсутствии оснований к обжалованию судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист. Разумеется, если стороной по делу выступал сам Минфин, подобный вариант развития событий, скорее всего, исключен.<BR>Исполнительный лист выдается, когда решение суда вступило в законную силу. И здесь возможны три варианта: либо решение не было обжаловано, либо жалоба рассматривается, хотя решение вступило в законную силу, либо, наконец, все возможности для обжалования исчерпаны.<BR>Но ясно одно: неподача жалобы с позиции Постановления №666 рассматривается как нежелательный образ действий государственного органа. Ведь ему в данном случае приходится объяснять, почему жалоба не была подана. А Минфин РФ сохраняет возможность обращаться в контрольные и правоохранительные органы для проведения проверок. Следовательно, Постановление №666 усилит тягу государственных органов к обжалованию любых решений суда, вынесенных против них, даже в самых проигрышных ситуациях! И все это ради того, чтобы избежать упреков в бездействии.<BR>Суды будут отягощены множеством бессмысленных тяжб, которые ведутся "ради галочки". Обжалование судебных актов до тех пор, пока не исчерпаны все возможности для этого, приведет к затягиванию получения частными лицами компенсации из казны. Причем суды будут освобождать государственные органы от ответственности в форме возмещения убытков, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами и т.п., ссылаясь на отсутствие их вины. Между тем подача формальной жалобы на решение суда, вынесенное против государственного органа при очевидных нарушениях с его стороны, свидетельствует о вине последнего. Поэтому на казну в подобных ситуациях должна возлагаться гражданско-правовая ответственность (убытки, проценты). И Постановление №666 может служить косвенным подтверждением того, что жалоба подана неосновательно.<BR>Исполнение судебного акта должно быть произведено Минфином в течение 2 месяцев с момента поступления исполнительного листа. Согласно п. 3 ст. 9 Закона об исполнительном производстве срок добровольного исполнения, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, не может превышать 5 дней. Более того, все действия по принудительному исполнению должны быть совершены в 2-месячный срок (см. п. 1 ст. 13 того же закона), а ряд исполнительных документов подлежит немедленному исполнению.<BR>Выходит, что принудительное исполнение при помощи судебного пристава-исполнителя намного проще и короче, чем добровольное исполнение в Минфине РФ. (Л.Аг.)