00:0008 октября 200200:00
12просмотров
00:0008 октября 2002
Когда борьба за потребителя достигает накала, в ход идут любые средства воздействия -- вплоть до распространения сведений, дискредитирующих конкурентов.
<BR><BR>Когда борьба за потребителя достигает накала, в ход идут любые средства воздействия -- вплоть до распространения сведений, дискредитирующих конкурентов.<BR>О способах защиты деловой репутации рассказала генеральный директор OOO "ЮрКонсалт Интернешнл" Марина Сидорчук.<BR>"В настоящее время некоторые организации при осуществлении своих рекламных кампаний используют такие незаконные методы, как опубликование не соответствующей действительности дискредитирующей информации о продукции (работах, услугах) своих конкурентов. Естественно, такие действия причиняют организации значительные убытки, поэтому встает вопрос о применении правовых способов защиты и о выборе их конкретных форм.<BR>Подобные действия организаций могут квалифицироваться как недобросовестная конкуренция в форме недобросовестной рекламы (статья 6 Закона РФ "О рекламе" от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ). Под недобросовестной конкуренцией понимается "распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации", а также "некорректное сравнение хозяйствующих субъектов, производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов".<BR>Недобросовестная реклама -- это реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемых товаров с товарами других юридических лиц, а также содержит высказывания, порочащие деловую репутацию конкурента, и таким образом вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара (статья 6 Закона РФ "О рекламе" от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ). В соответствии с действующим законодательством РФ недобросовестная реклама, осуществляемая конкурентами, может повлечь гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.<BR><BR><B>Гражданско-правовая</B><BR><B>ответственность</B><BR><B>Привлечение организации к гражданско-правовой ответственности возможно путем предъявления в арбитражный суд иска о возмещении убытков, включая упущенную выгоду</B><BR>Возмещение убытков, причиненных ненадлежащей рекламой и иными противоправными действиями, возможно на основании статей 152 и 1064 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), устанавливающих порядок защиты деловой репутации и общие положения об ответственности за причинение вреда.<BR>При рассмотрении вопроса о подаче искового заявления в суд необходимо иметь в виду, что статья 15 ГК РФ определяет убытки как "расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб); а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)".<BR>В соответствии со сложившейся судебной практикой лицо, предъявляющее требование о возмещении реального ущерба и упущенной выгоды, должно доказать факт причинения ущерба и размер доходов, которые организация недополучила, а также обосновать и необходимость расходов.<BR>Следует отметить, что истец по искам о возмещении вреда, причиненного деловой репутации, освобождается от уплаты государственной пошлины.<BR><BR><B>Административно-правовая ответственность</B><BR>В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее -- КоАП) нарушение законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 до 500 МРОТ.<BR>Антимонопольный орган (территориальное управление) вправе принять меры для пресечения незаконных действий компании-конкурента посредством направления ему обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушений, а также принять решение о привлечении ее к административной ответственности в случае невыполнения в установленный срок предписаний антимонопольного органа.<BR>Согласно статье 19.5 КоАП при невыполнении предписаний антимонопольного органа компания-конкурент как юридическое лицо может быть привлечена к ответственности в виде наложения штрафа в размере от 2000 МРОТ до 5000 МРОТ.<BR>Руководитель такой компании может быть также привлечен к административной ответственности за неисполнение в срок предписаний антимонопольного органа в виде штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ.<BR>Кроме того, антимонопольные органы имеют право направить компании-конкуренту решение об осуществлении контррекламы.<BR>Закон "О рекламе" определяет контррекламу как "опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий".<BR><BR><B>Уголовно-правовая</B><BR><B>ответственность</B><BR>В соответствии со статьей 182 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) уголовно-правовая ответственность компании-конкурента может наступить при осуществлении заведомо ложной рекламы.<BR>Закон "О рекламе" определяет заведомо ложную рекламу как рекламу, с помощью которой компания-конкурент умышленно вводит в заблуждение потребителей рекламы.<BR>Однако привлечение компании-конкурента к уголовной ответственности по статье 182 УК РФ возможно только в случае причинения значительного ущерба потребителям рекламы". (О.Ш.)