00:0030 сентября 200200:00
15просмотров
00:0030 сентября 2002
Интеллектуальная собственность как продукт начинает занимать не только компании, вкладывающие в свой брэнд для его возможной продажи (или тех, чей бизнес связан с лицензионной продукцией), но и промышленные предприятия.
<BR><BR>Интеллектуальная собственность как продукт начинает занимать не только компании, вкладывающие в свой брэнд для его возможной продажи (или тех, чей бизнес связан с лицензионной продукцией), но и промышленные предприятия.<BR>Понятие "интеллектуальной собственности" пока мало понятно российскому рынку. Предприниматели повседневно с ней встречаются, но зачастую не знают, как эту собственность оформить, поставить на учет, с пользой применить или хотя бы защитить. Скользких вопросов много. "К примеру, наша интеллектуальная собственность -- это оптимизация налогов, финансовые схемы, -- говорит Виталий Антощенко, президент "Объединенной консалтинговой компании". -- Огромного разнообразия решений нет, поэтому вполне, может быть, такое: кто-то купил наши услуги, а потом поделился с кем-то. Конечно, на словах мы просим этого не делать. Существует также понятие "коммерческая тайна": в течение 2 лет сотрудники не имеют право говорить о наших наработках. Но как сделать этот процесс предсказуемым?" Многие предприятия пока видят больше вопросов, чем ответов.<BR><BR><B>Госзаказ</B><BR>Неуправляемость интеллектуальной собственностью в промышленности имеет отношение к славному прошлому. По старому законодательству все принадлежало государству, НИИ и предприятия не видели в этом предмет извлечения дохода, поэтому и при приватизации предприятий очень часто интеллектуальная собственность не включалась в состав компании.<BR>Сегодня Правительство РФ инициирует процесс инвентаризации научных разработок (прежде всего в оборонной промышленности), но и тут существуют большие проблемы. Поскольку НИИ в любом случае получали бюджетные средства, они далеко не всегда были заинтересованы в перспективности исследований. С другой стороны, отраслевые предприятия, как это было заведено, "для галочки" признавали экономическую эффективность исследований. Соответственно, теоретически НИИ могут претендовать на проценты от продажи продукции акционерных обществ (чем, собственно, и живут подобные исследовательские предприятия во всем мире).<BR>В ЦНИИ им. Крылова сейчас формируется банк научных разработок, пригодных для коммерческого использования в судостроительной отрасли. "Государство только сейчас взялось наводить в этой области порядок, -- говорит Вячеслав Веселков, заместитель главного конструктора по науке ОАО "Балтийский завод". -- Затраты, которые несет государство для создания интеллектуальной собственности, должны ему возвращаться, а деятельность разработчиков -- стимулироваться. Сейчас всем предприятиям нашей отрасли приказано подготовить предложения по функционированию такого механизма".<BR><BR><B>Не для средних умов</B><BR>Управление интеллектуальной собственностью предприятия возможно в нескольких ключах. "Например, организация получает большую выручку и платит крупные суммы налога на прибыль, -- рассказывает Александр Пашков, генеральный директор ООО "Аудиторская компания "Городской центр экспертиз". -- Затем планирует купить новое оборудование, а "живых" денег нет. При этом резерв по накоплению собственных оборотных средств через амортизацию интеллектуальной собственности не используется. На Западе же доля интеллектуальной собственности в активах предприятий значительна, в некоторых случаях она достигает 50%. Это не только один из объектов гражданских прав, но и единица бухгалтерского учета".<BR>Считается, что для достаточно широкого класса промышленных предприятий прибыль обеспечивается на 50% за счет технологии результатов интеллектуальной деятельности, на 30% -- за счет маркетинга и только на 20% -- за счет собственного производства. Подобных соотношений в России не встретишь; тем не менее уже сейчас некоторые российские предприятия пытаются использовать интеллектуальные запасы для дополнительной прибыли. "Если рассматривать средства, которые мы получили от продажи лицензий зарубежным странам на производство оборонной продукции с начала 90-х годов, когда ЛОМО стало частным предприятием, по настоящее время, от объема всех наших продаж за то же время эта сумма составляет всего 5%", -- уточняет Александр Аронов, председатель совета директоров ОАО "ЛОМО".<BR>По мнению Вячеслава Веселкова, для управления интеллектуальной собственностью недостаточно законодательной базы. Тем не менее Балтийский завод также постепенно начинает инвентаризировать собственные разработки. "К примеру, недавно у нас возникла проблема с правкой корпусных конструкций из тонкого металла, мы сами разработали технологию, уникальную для отрасли, обучили рабочих.<BR>Если наша разработка будет оформлена как интеллектуальная собственность, мы получим возможность поставлять ее на рынок (для ее продвижения понадобится отдельный маркетинг). Инструмента для этого у нас пока нет, но его создание необходимо".<BR><BR><BR><B>Определение</B><BR>По Гражданскому кодексу РФ, к объектам интеллектуальной собственности относятся: произведения науки, искусства и литературы, включая программы для электронных вычислительных машин и базы данных; исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; открытия; рационализаторские предложения; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну; иные результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, охраняемые в соответствии с законами и международными договорами Российской Федерации.