00:0027 сентября 200200:00
7просмотров
00:0027 сентября 2002
Карлос Шакал -- живая легенда мира ужаса и террора. Его именем до сих пор пугают политиков и сотрудников спецслужб всего мира. Впрочем, сам он считал (и, наверное, до сих пор считает) себя международным революционером. Книгу об Ильиче-революционере (такое
<BR><BR>Карлос Шакал -- живая легенда мира ужаса и террора. Его именем до сих пор пугают политиков и сотрудников спецслужб всего мира. Впрочем, сам он считал (и, наверное, до сих пор считает) себя международным революционером. Книгу об Ильиче-революционере (такое странное имя дал первенцу революционер-отец, двоих других его сыновей звали Владимир и Ленин) написал писатель и журналист, постоянный автор "Санди таймс" Джон Фоллейн. Когда Карлоса схватили в 1994 году, его поместили во французскую тюрьму "Сан". Фоллейн жил неподалеку: в неопасной, но теребящей душу журналиста близости. Немудрено, что это совпадение показалось ему судьбоносным, и он начал добиваться встречи с Ильичом. Фоллейну поначалу отказали в интервью с Шакалом, но он ухитрился установить связь с Карлосом через третьих лиц. Карлос согласился на переписку и интервью, но лишь после того, как Фоллейн предоставил ему свою автобиографию.<BR>Общаться с ним, пишет Фоллейн, было сложно. Но результатом сотрудничества стал захватывающий детектив о жизни "прирожденного убийцы" Ильича Рамиреса Санчеса с "лирическими" и не очень отступлениями.<BR>Эпиграфом служит цитата из "Британики": "Шакал -- плотоядное животное семейства псовых, славящееся, как и гиены, своей трусостью". Впрочем, повествование не дает поводов считать Карлоса трусом: скорее, избалованным ребенком, который избрал полем для своих весьма жестоких игр весь мир. Но ничто человеческое ему не чуждо (даже наоборот), и Фоллейн с удовольствием это описывает. В Университете дружбы народов вместо того, чтобы получать знания, Карлос бегал за девушками, играл на гитаре и тратил присылаемые родителями деньги на виски и шампанское из валютных магазинов. "В это время Ильича гораздо больше интересовали хлопки пробок открываемых бутылок шампанского, чем оружейная стрельба".<BR>И даже весьма подробное изложение террористических актов Шакала, сотрудничества с одними спецслужбами и бегства от других не мешает наслаждаться его "человеческим" лицом. Да и за действиями могущественных спецслужб без труда угадываются обычные люди со своими амбициями и слабостями. В книге очень много ссылок и примечаний: точные даты, имена и источники информации. Если бы современных российских мемуаристов обязали столь же точно указывать источники своих "знаний", им пришлось бы переквалифицироваться в сочинителей анекдотов.<BR>Кроме того, занимательны "Слова признательности", занимающие шесть (!) страниц в конце книги: благодарность автора всем, кто помогал ему в создании этого шедевра. Список впечатляет: следователи, разведчики, президенты, жертвы Карлоса, его друзья и подруги. Но еще более впечатляет то, что практически никого из них Фоллейн не называет по имени: "Опасения того, что идеи Карлоса по-прежнему живы, вынудили многих остаться неназванными, однако моя благодарность им не становится меньше. Особенно к одному из них я испытываю столь глубокие чувства, что они даже не могут быть выражены словами". Вообще, писатель, пишущий о спецслужбах и террористе, -- отдельная тема: ведь столь подробные сведения о международном преступнике, пожалуй, можно получить лишь сотрудничая с соответствующими организациями. Странно только, что этот биографический шпионский триллер Джон Фоллейн посвятил не отдельно взятой спецслужбе, не пламенным борцам с терроризмом и не памяти жертв, а... своей семье.