00:0026 сентября 200200:00
6просмотров
00:0026 сентября 2002
За летний туристический сезон Петербург упустил десятки тысяч туристов, которые не смогли прилететь в город из-за нехватки авиарейсов. Особо остро эта проблема может встать в преддверии 300-летия Петербурга, когда ожидается значительный рост желающих посе
<BR><BR>За летний туристический сезон Петербург упустил десятки тысяч туристов, которые не смогли прилететь в город из-за нехватки авиарейсов. Особо остро эта проблема может встать в преддверии 300-летия Петербурга, когда ожидается значительный рост желающих посетить город.<BR>Снижение пассажиропотока стало следствием ограничения числа полетов в Петербург европейских авиакомпаний, введенных Россией. Ограничение было принято в ответ на введение Европейским союзом запрета на полеты "шумных" самолетов в Европу (см. "ДП" №59/2002, www.dp.ru). Особенно сильно эти решения ударили по Петербургу.<BR><BR><B>Могу, но не хочу</B><BR>Как сообщили "ДП" в пресс-службе "Пулково", переговоры с рядом европейских компаний на предмет увеличения рейсов в город на Неве ведутся, но, как и любая компания, "мы оберегаем свой рынок". Как правило, количество рейсов иностранных авиакомпаний должно соответствовать количеству рейсов российских компаний в соответствующие страны (так называемый принцип паритетности). Рост же рейсов петербургской компании в Европу определяется спросом со стороны пассажиров. Кроме того, как заявила пресс-служба со ссылкой на руководство ГУАП, расширение рейсов зависит и от технических возможностей аэровокзала.<BR>Парадокс ситуации в том, что европейские авиакомпании хотят летать чаще и могут это делать. "Пулково" имеет юридическую возможность увеличить число рейсов в Европу, но не хочет этого делать по экономическим соображениям.<BR><BR><B>Первым делом самолеты</B><BR>Проблема увеличения рейсов со стороны "Пулково" упирается в действующий парк самолетов.<BR>Разрешение летать в Европу из почти 40 лайнеров имеют только 14 "тихих" ТУ-154М. Остальные самолеты не проходят по шумности. Руководство предприятия считает, что этого пока достаточно, и подкрепляет этот довод 15% ростом международных перевозок авиакомпании с 1 апреля 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Для сравнения: руководители местных офисов европейских компаний уверяют, что способны увеличить количество рейсов в Петербург в разы.<BR>Сокращение рейсов весной этого года в первую очередь ударило по тургруппам. Отсутствие мест в самолетах туристического класса привело к массовому отказу туристов от туров в Петербург. Доходило до смешного: после сокращения рейсов туристов приходилось вывозить из Петербурга в Хельсинки на автобусах и уже оттуда отправлять на родину.<BR>Представители иностранных компаний уверяют, что многие туристические центры мира, для которых туристы представляют главный источник дохода, дают возможность летать всем желающим, закрывая глаза на принцип паритета.<BR><BR>Надежда умирает...<BR>"В "Пулково" говорят, что уже в ближайшее время увеличат парк "тихих" самолетов, в первую очередь за счет покупки двух-четырех лайнеров ТУ-154М. Будут это новые машины или second hand, в авиакомпании уточнить не смогли, объяснив неопределенность тем, что все будет зависеть от предложений на рынке. Прежде "Пулково" закупало в основном подержанные лайнеры, объясняя это экономической целесообразностью.<BR>Более остро стоит вопрос о замене самолетов ТУ-134 (72-84 места). Именно на смену этой модели предполагается закупать ТУ-334 (102 места). Проблема лишь в том, что их серийный выпуск, по оптимистичным прогнозам, ожидается не ранее 2004 года. Отсутствие небольших самолетов, отвечающих европейским требованиям по шумам, и является одной из причин, почему "Пулково" не может увеличить количество рейсов в Европу. При эксплуатации более вместительных ТУ-154М (160-180 мест) для достижения рентабельности требуется в 2 раза больший пассажиропоток. То есть перед авиакомпанией стоит дилемма: либо редко летать на больших самолетах, либо часто на маленьких. Маленьких нет, поэтому и выбора нет. При этом понятно, что, если дать возможность часто летать иностранным компаниям, свои большие самолеты не удастся заполнить. Учитывая то, что международные рейсы более рентабельны, чем внутренние, данная политика "Пулково" вполне логична. Другой вопрос: выгодна ли эта политика Петербургу?<BR>Усугубляет ситуацию и единое управление авиакомпанией и аэровокзалом. В данном случае страдает аэровокзал, чей доход напрямую зависит от пассажиропотока. Но пока эти бизнесы объединены, интересы авиакомпании оказываются преобладающими. А в силу своего положения на рынке компания имеет возможность защищать "свое" небо от "чужих" крыльев.<BR><BR><B>Оптимистичные планы</B><BR>Так как упоминавшиеся ТУ-334 появятся не скоро, а возить пассажиров надо сегодня, рассматривается вопрос о закупке одного самолета ТУ-204 и лизинге нескольких иностранных самолетов поменьше. Но с ТУ-204 та же проблема. В "Пулково" просчитали, что для его окупаемости необходимо держать самолет в воздухе не менее 3000 часов в год. Но пока, по заявлению руководства, компания не может обеспечить такой режим эксплуатации.<BR>Договоры на лизинг нескольких иностранных самолетов могут быть подписаны уже в 2003 году, но этот вопрос связывается с финансовым положением предприятия. Пресс-служба сообщила, что предложения такие рассматриваются, но ни количество, ни марки самолетов еще не определены. По информации компании, в 1998 году велись переговоры о лизинге трех самолетов А-319, но из-за кризиса сделка не состоялась.