00:0026 сентября 200200:00
9просмотров
00:0026 сентября 2002
Московская сеть аптек "36,6" планирует в 2003 году в рамках программы выхода на региональные рынки создать свою сеть в Петербурге. В настоящее время рассматриваются варианты покупки аптек ряда петербургских компаний.
<BR><BR>Московская сеть аптек "36,6" планирует в 2003 году в рамках программы выхода на региональные рынки создать свою сеть в Петербурге. В настоящее время рассматриваются варианты покупки аптек ряда петербургских компаний.<BR>Как сообщил источник в компании, частично средства для финансирования экспансии в регионы недавно созданного ОАО "Аптечная сеть 36,6" будут привлечены на фондовом рынке.<BR>Ранее некоторые средства массовой информации сообщали о планах продажи сторонним инвесторам блокирующего пакета акций аптечной сети "36,6" (25% плюс одна акция) за ориентировочную цену в $20 млн. Однако представители компании, основными акционерами которой являются Артем Бектемиров и Сергей Кривошеин, сообщили о том, что в настоящее время такой вариант не обсуждается.<BR>Сейчас компания работает с финансовым консультантом и рассматривает различные варианты привлечения средств на развитие, общая сумма которых может составить около $20-30 млн. Эти средства будут направлены на развитие производства, увеличение числа аптек и развитие складского комплекса в Москве, а также на развитие региональных сетей под единым брэндом "36,6". Как сообщил Виктор Сакс, член совета директоров ОАО "Аптечная сеть 36,6", среди вариантов получения инвестиций рассматриваются увеличение объема привлеченных банковских средств, выход компании на фондовый рынок путем размещения акций ОАО "Аптечная сеть 36,6" либо выпуска облигационного займа.<BR><B>Реструктуризация</B><BR>В недавно созданный (в процессе реорганизации бизнеса) холдинг ОАО "Аптечная сеть 36,6" помимо аптечной фирмы ЗАО "Аптеки 36,6" входит и производственная компания ЗАО "Верофарм", которое объединяет три фармацевтических производства: воронежский и белгородский заводы по производству ГЛС и крупного производителя онкологических препаратов "Лэнс-фарм".<BR>В Москве сеть "36,6" является крупнейшей и занимает значительную долю рынка в основном за счет такой маркетинговой концепции, как свободный доступ покупателей в торговом зале к безрецептурным лекарствам и парафармацевтической продукции -- по аналогии с супермаркетом. Тем самым компании удалось значительно увеличить объем реализации сопутсвующих товаров. "Покупатели перестали воспринимать аптеку как место, куда приходят только больные за лекарствами, -- говорит Виктор Сакс. -- К нам приходят для того, чтобы поддерживать здоровье и красоту".<BR>За четыре года своего существования сеть аптек "36,6" довела количество аптек в Москве до 40 (на конец 2001 года). До конца 2002 года их число должно составить 55. По планам компании, к 2006 году число аптек "36,6" в Москве вырастет до 150. Ожидается, что товарооборот сети в 2002 году превысит $60 млн в год.<BR><BR><B>Очередь за регионами</B><BR>Привлеченные на рынке акций и собственные средства пойдут на расширение аптечной сети "36,6" за счет открытия новых аптек как в Москве, так и в различных регионах. Таким образом сеть "36,6" делает заявку на создание национальной аптечной сети.<BR>Пока можно говорить о двух более-менее развитых межрегиональных аптечных сетях в России. Это "ICN Аптека", в которую входят свыше 100 аптечных точек, в основном, в Москве и Петербурге. В планах, озвученных специалистами этой сети, которой владеет крупнейший международный производитель лекарственных средств ICN Pharmaceuticals, Inc., дальнейшее увеличение количества аптек -- в ближайшие 5 лет их количество должно составить около 1000. Однако, по словам представителей компании, увеличение петербургской сети "ICN Аптека", включающей в себя 19 точек, пока не планируется (см. "ДП" №130/02, www.dp.ru).<BR>Другая аптечная сеть, широко представленная за пределами своего города, -- ООО "Имплозия" (Самара), являющееся одновременно крупным оптовым поставщиком лекарственных средств. В Самарской, Саратовской, Пензенской, Оренбургской, Ульяновской областях эта компания имеет 71 аптечную точку. А в рамках партнерской программы, предполагающей централизованные учет и поставки со складов, сотрудничает еще с 51 аптекой, в том числе в Москве и Башкортостане.<BR>Остальные сети, как правило, ограничиваются рамками одного крупного города и окрестностей, либо имеют свои представительства еще в двух-трех населенных пунктах, не претендуя на большее.<BR><B>Справка</B><BR>По примерным оценкам российский фармацевтический рынок составляет $3-3,5 млрд, рынок парафармацевтической продукции -- около $4 млрд.<BR><BR><B>Мнение аналитика</B><BR><BR>Денис Козлов,<BR>Старший аналитик "Гамма Групп"<BR>Выход на рынок московских аптечных операторов является одной из определяющих тенденций аптечного рынка Санкт-Петербурга в 2003-2004 гг. Так, интерес к петербургскому аптечному рынку проявляет крупнейший московский оператор -- сеть аптек "36,6". При этом очевидно, что выход на петербургский рынок будет сопряжен для нее с высокими административными барьерами. В частности, именно ввиду высоких административных барьеров компания ICN отложила свои планы масштабного расширения сети в Петербурге. Оптимальной стратегией для сети "36,6" было бы поглощение одной из петербургских сетей, что позволило бы ей в сжатые сроки обойти административные барьеры и сразу занять несколько процентов рынка. Но с другой стороны, сеть "36,6" всегда оборудует свои аптеки в соответствии с единым стандартом, разработанным для нее компанией McKinsey, и выбрать сеть, полностью соответствующую ее концепции, в Петербурге ей будет нелегко. Другие прогнозируемые тенденции: укрупнение и возможная приватизация государственных аптек и консолидация аптечных операторов. Концепция реформирования государственных аптечных предприятий утверждена губернатором.<BR><B>И хотя в ней ничего не говорится о дальнейшей судьбе создаваемых аптечных кустов, владельцы крупных сетей уже сейчас готовятся к участию в их приватизации. Если говорит о консолидации, то можно отметить, что на аптечном рынке уже сформировались около десяти сетей, которые контролируют свыше 40% этого рынка. С течением времени эта доля будет увеличиваться за счет уменьшения доли государственных и частных несетевых аптек, и к 2007 году сети могут завоевать 65%-75% рынка. Рентабельность аптечной торговли постепенно снижается, а рынок приближается к насыщению, что вынуждает владельцев одиночных аптек покидать рынок. Конкурентными преимуществами в данных условиях обладают крупные сетевые операторы или большие одиночные аптеки, расположенные в удачных, -- с высокой проходимостью -- местах</B><BR>Владельцы одиночных аптек и даже небольших аптечных сетей готовы рассматривать предложения о приобретении их бизнеса. При этом крупные сети начинают вести себя все более агрессивно и продуманно. Владельцы таких сетей переориентируют свою стратегию расширения со строительства аптек с нуля на приобретение уже готовых одиночных или сетевых аптек.<BR>