00:0025 сентября 200200:00
19просмотров
00:0025 сентября 2002
При каких условиях товарный знак может получить правовую охрану?
<BR><BR>При каких условиях товарный знак может получить правовую охрану?<BR>В настоящее время правовое регулирование и охрана товарных знаков и знаков обслуживания в РФ осуществляется Законом РФ от 23.09.1992 г. №3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее -- Закон о товарных знаках).<BR>В соответствии со ст. 1 указанного Закона под товарным знаком и знаком обслуживания (далее -- товарный знак) понимаются обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.<BR>Выделяется несколько условий (признаков), при наличии которых товарный знак получает правовую охрану. Во-первых, товарный знак является символом, условным обозначением (коротким и емким), которое, легко запоминаясь, призвано способствовать более эффективной реализации конкретного товара или услуги. В связи с этим не будет признаваться товарным знаком полная информация о производителе того или иного товара. При этом, в соответствии со ст. 5 Закона о товарных знаках, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации.<BR>Во-вторых, товарный знак должен отвечать требованию новизны. Он должен отличать однородные товары и услуги разных лиц друг от друга. Новыми товарными знаками могут считаться знаки, не являющиеся тождественными либо сходными до степени смешения с товарными знаками, зарегистрированными или заявленными на регистрацию на территории РФ в отношении однородных товаров, с товарными знаками, охраняемыми на территории РФ в соответствии с ее международными обязательствами, а также с фирменными наименованиями и наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в РФ в отношении однородных товаров и услуг.<BR>Тождественность товарного знака подразумевает его совпадение с уже существующим знаком по всем его элементам, если данный товарный знак относиться при этом к товарам или услугам того же класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).<BR>Сходство товарного знака с другим до степени смешения означает совпадение товарного знака с уже известным товарным знаком в основных элементах. В данном случае сходство товарных знаков должно оцениваться не с точки зрения эксперта по товарным знакам (который может найти массу различий между ними), а с точки зрения потребителя товаров и услуг, на которого и призван оказывать воздействие товарный знак.<BR>В-третьих, для получения правовой охраны товарный знак должен быть зарегистрирован в установленном порядке в Российском агентстве по патентам и товарным знакам, и на него должно быть выдано Свидетельство. В настоящее время порядок регистрации товарных знаков установлен Законом о товарных знаках (см. ст. 8-21) и Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденными приказом Роспатента от 29.11.1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями).<BR>Особо хотелось бы отметить возможность включения в товарный знак отдельных неохраняемых элементов в соответствии со ст. 6 Закона о товарных знаках. Данные элементы при этом не должны занимать в товарном знаке доминирующего положения, в противном случае товарный знак не может быть зарегистрирован. Факт неохраняемости элемента товарного знака означает, что этот элемент может свободно использоваться всеми иными заинтересованными лицами без каких-либо правовых последствий, предусмотренных Законом о товарных знаках.<BR>Приведем перечень неохраняемых элементов товарного знака (п. 1 ст. 6 Закона о товарных знаках):<BR>1. Обозначения, не обладающие различительной способностью. Этот самый общий пункт обусловлен тем фактом, что товарный знак представляет собой обозначение, способное различать товары и услуги. Соответственно, обозначения, не обладающие такой способностью, не могут быть самостоятельным товарным знаком, а если и включаются в него, то только в качестве элементов, которым не предоставляется охрана. Речь идет об обозначениях, не обладающих оригинальностью, самобытностью и новизной (простое изображение товара, отдельные числа, буквы, простые (не стилизованные) геометрические фигуры и т. д.).<BR>2. Обозначения, представляющие собой государственные гербы, флаги, эмблемы и иные официальные символы. Закон о товарных знаках устанавливает, что такие символы могут включаться в состав товарного знака лишь с согласия соответствующего компетентного органа или их владельца.<BR>3. Обозначения, вошедшие во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида. Такие обозначения вследствие их обширного использования утратили свою различительную способность (аспирин, ксерокс, целлофан и пр.).<BR>4. Обозначения, являющиеся общепринятыми символами или терминами. Это, например, обозначения товаров и услуг, включенных в МКТУ.<BR>5. Обозначения, указывающие на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товара, на место и время его производства и сбыта.<BR>Это различные описательные характеристики товаров или услуг, объективно описывающие их, а потому не способные индивидуализировать данные товары или услуги от однородных. <BR>(Л.Аг.)