Рынок бытовой техники подогревают кредиты и скидки

Вялый спрос на дорогую качественную бытовую технику в России сменился легким ажиотажем.

<BR><BR>Вялый спрос на дорогую качественную бытовую технику в России сменился легким ажиотажем.<BR>Покупатели выстраиваются в очередь за стиральными машинами и холодильниками, разрушая стереотип, что большинство россиян живет за чертой бедности.<BR>Секретным оружием, способным оживить вялый рынок, оказались скидки и потребительские кредиты на неотложные нужды, которыми овладели российские продавцы.<BR><BR><B>Кое-что про настроения</B><BR>Еще одно последствие предпринятых торговлей стимулирующих мероприятий -- спрос сместился в сторону качественной и более дорогой техники. Это изменение показывает Индекс потребительских настроений (ИПН) и, в частности, одна из его составляющих показателей -- Индекс крупных покупок. ИПН -- один из самых надежных показателей оценки населением не только текущей социально-экономической ситуации в стране, но и перспектив ее изменения.<BR>Он является синтетическим показателем, рассчитываемым с 1993 года на основе опросов граждан. В анкету включают пять вопросов: о текущем и предполагаемом будущем материальном положении семьи, об ожидаемом развитии экономики страны и об оценке условий для крупных покупок. Опросы проводятся один раз в 2 месяца Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и публикуются независимой аналитической группой "Центр развития".<BR>В мае 2002 г. Индекс потребительских настроений повысился на 2,7 пункта по сравнению с мартом этого года. Но если исключить сезонные факторы, то динамика индекса осталась практически неизменной. Это связано с ухудшением оценки собственного материального положения, вызванного обеспокоенностью проблемами трудоустройства. В то же время улучшились потребительские ожидания, связываемые населением на этот раз в большей мере со стабилизацией цен и развитием малого бизнеса, нежели с ростом промышленного производства.<BR>Индекс крупных покупок вырос в мае на 1%, едва не достигнув максимального уровня -- уровня июля 2001 г. (87,7%). После полугодового снижения данного показателя отмеченный в марте этого года подъем дает дополнительные основания сделанному ранее "Центром развития" прогнозу о том, что сжатие внутреннего спроса, по всей вероятности, сменится его расширением уже в июне.<BR>Исходя из последних опросных данных и прогнозных возможностей индекса крупных покупок, лаг опережения которого составляет 2-3 месяца, можно предположить, что рост склонности к потреблению сохранится до осени.<BR>Статистические данные свидетельствуют о том, что ситуация на потребительском рынке характеризуется слабым оживлением -- оборот розничной торговли непродовольственными товарами в апреле по сравнению с мартом увеличился на 1,7%. С другой стороны, по отношению к соответствующему периоду прошлого года темпы роста продаж немного уменьшились (см. диагр.)<BR><BR><B>Растущий аппетит</B><BR>Положительная тенденция в сфере потребления подкрепляется, по данным "Центра развития", также следующими данными. Растет доля лиц, считающих, что возможность получения потребительского кредита является положительной причиной, чтобы делать крупные покупки. На этот фактор приходится 5,8% голосов респондентов, тогда как в мае 2001 года -- 2,6%, в мае 2000 года -- 1,6%. Отсюда и изменение в мае динамики долевого соотношения в пользу лиц, предпочитающих потратить имеющиеся (будущие) сбережения на крупные покупки, против тех, кто предпочитает их сохранить.<BR>Увеличилась также доля людей, собирающихся уже в ближайшие 1-2 месяца сделать значительные расходы (32% против 26% в январе; летом прошлого года, в период "потребительского подъема", таковые составляли 31%).<BR>Анализ потребительских приоритетов этой группы лиц показывает увеличение значимости в расходах дорогих покупок, в том числе и крупной бытовой техники, большая часть которой приобретается на замену или в дополнение к уже имеющейся.<BR>Наиболее позитивные сдвиги в оценках потребительского рынка наблюдаются в высокодоходной группе респондентов, концентрирующейся преимущественно в столичных городах. Индекс крупных покупок вырос в этой группе на 8,3%, достигнув максимального уровня в 118,4 пункта.<BR><BR><B>Они хранят и стирают</B><BR>Холодильники, газовые или электрические плиты, стиральные машины и пылесосы -- самые распространенные предметы крупной бытовой техники среди населения. Они -- предметы первой необходимости. Совсем иначе выглядит ситуация с другими "мамиными помощницами", по каким-то причинам не ставшими столь необходимыми.<BR>По результатам исследования компании TNS Gallup Media, в конце 2001 года вытяжкой пользовалось всего 9,1% россиян, кондиционером -- 1,6%, микроволновой печью -- 11,2%, посудомоечной машиной -- 0,7%. Более популярными, что не удивительно, на этом фоне выглядят электрообогреватели -- 19,3% .<BR>По сравнению с предыдущими периодами, по данным крупного продавца бытовой техники ТД "Простор", распределение спроса по товарным группам практически не изменилось. Лидерами продаж являются холодильники, далее следуют стиральные машины и бытовые плиты соответственно.<BR>Однако перспектива у стиральных машин более радужная. Их будут приобретать активнее, чем холодильники, и в стоимостном выражении объемы продаж в этих товарных группах могут сравняться. Это связано с тем, что в секторе холодильников доминируют отечественные производители, продукцию которых покупали и во время кризиса, тогда как основной пик покупок стиральных машин пришелся на 1994-1995 годы, срок службы их 7-8 лет, сами машины примерно на 90% импортные, и отложенный спрос на них стал заметно ощущаться начиная с 2001 года.<BR>По экспертным оценкам, насыщенность российского рынка именно стиральными машинами-автоматами до сих пор не перевалила отметку 60%. В целом спрос на стиральные машины смещается в пользу более дорогих машин с большим числом функций.<BR>Отечественные производители холодильников предлагают добротную и относительно недорогую технику, основными покупателями которой являются потребители с уровнем дохода на члена семьи в месяц $100-200.<BR>Если исключить отечественные холодильники, где приоритет "Стинолов" и "Атлантов" пока неоспорим, в остальных сегментах рынка лидируют итальянские, корейские, шведские и немецкие брэнды. Правда, чисто национальными их назвать трудно, так как они давно уже превратились в мультинациональные.<BR><BR><B>От печки к плите</B><BR>Динамично развивается рынок бытовых газовых плит, как и предполагалось на основе предыдущих прогнозов крупных операторов рынка, -- взрыв спроса, связанный с ветхостью плит в жилых домах и огромными потребностями в их замене. Серьезными игроками в данной группе являются отечественные и белорусские производители.<BR>Также поступают предложения отечественным производителям бытовой техники по использованию простаивающих мощностей европейских заводов для производства продукции под их торговыми марками. Если это произойдет, то многие отечественные заводы (в первую очередь это касается производителей бытовых плит) увеличат объемы своего присутствия на рынке.<BR>В то же время на растущий рынок нацелен и ряд западных производителей. Если все прогнозы сбудутся, то рынок бытовых газовых плит в ближайшее время может подрасти на 30-50%.<BR><BR><B>Умная кухня</B><BR>Существенный рост спроса наблюдается в сегменте встроенной техники в связи с изменением предпочтений потребителей, изменением концепций производителей кухонной мебели в сторону применения не отдельно стоящих предметов, а единого целого.<BR>В 2001 году спрос вырос в 2 раза, но в абсолютных показателях это не так впечатляет, так как до этого рынок встроенной техники не был развит.<BR>В данном сегменте уверенно чувствуют себя западные производители, предлагающие широкий выбор встроенной техники -- от варочных поверхностей до больших холодильников.<BR>Отечественные производители пока отстают в продвижении в столь интересном сегменте, но уже в этом году некоторые заводы по производству бытовых плит должны запустить в серийное производство встроенные духовки и варочные поверхности.<BR>Прогнозируется, что спрос в этом секторе рынка вырастет в 2-2,5 раза и будет достаточно стабильным.<BR><B>Кому достанется прирост</B><BR>На ближайшее время делаются весьма благоприятные прогнозы: рынок бытовой техники должен будет подрасти как в натуральном, так и в денежном выражении, причем за счет среднего и высокого ценовых сегментов. В среднем ценовом сегменте ведущая роль отводится потребителям с доходом от $150-250 на человека в семье, в верхнем -- потребителям с доходом свыше $600.<BR>Положительные тенденции в настроениях потребителей и их благоприятные оценки ситуации на рынке товаров длительного пользования внушают производителям и продавцам надежду на то, что внутренний спрос вновь станет одним из источников экономического роста в целом.<BR>Весь вопрос в том, кто сможет удовлетворить этот возросший потребительский спрос: будет ли это импорт или отечественный производитель, который предложит качественные и недорогие товары.<BR><B>Олег Киршин</B>