00:0017 сентября 200200:00
12просмотров
00:0017 сентября 2002
Академический Малый драматический театр -- "Театр Европы" до конца 2002 года поменяет статус, перейдя из подчинения Ленинградской области в федеральную собственность.
<BR><BR>Академический Малый драматический театр -- "Театр Европы" до конца 2002 года поменяет статус, перейдя из подчинения Ленинградской области в федеральную собственность.<BR>Руководство театра попросило об этом само, направив весной 2002 года соответствующие обращения в Правительство РФ и Министерство культуры РФ.<BR>Поскольку это дело уже почти решенное, сейчас для местных законодателей готовится проект Закона "О передаче Ленинградского областного учреждения культуры "Академический малый драматический театр -- "Театр Европы" в федеральную собственность". Сегодня этот документ будет официально внесен на рассмотрение депутатов председателем Комитета по культуре правительства Ленинградской области Владимиром Богушем.<BR><BR><B>Бесспорный факт</B><BR>По словам бывшего главного администратора Мариинского театра Ильи Черкасова, этот переход, безусловно,"фиксирует то, что де-факто случилось уже давно".<BR>Первый большой успех созданного в 1944 году решением исполкома Ленинградской области Малого драматического связывают с приходом в него в 1983 году Льва Додина. Премьера "Дома" по роману Федора Абрамова была не менее триумфальной, чем поставленные вслед "Братья и сестры". Спектакль, идущий два вечера подряд, до сих пор собирает полные залы.<BR>"Гаудеамус", поставленный по мотивам повести "Стройбат" Сергея Каледина, -- лауреат госпремии России 1993-го -- признавался лучшим иностранным спектаклем во Франции, Италии и Англии, "Звезды на утреннем небе" получили премию Лоуренса Оливье, "Пьеса без названия" по Чехову стала лауреатом российской премии "Золотая маска".<BR>Так что ликвидация диссонанса между званием "Театр Европы" и позиционированием его в Российской Федерации выглядит вполне заслуженной мерой, с чем, собственно, никто, включая губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, не собирается спорить.<BR><BR><B>Надежды</B><BR>Некоторые чисто управленческие решения в театре были приняты в феврале 2002 года, когда Лев Додин, став генеральным директором театра, привлек к работе Давида Вольфовского, возглавлявшего некогда "Фонд друзей Малого драматического театра" и владевшего театральным агентством, которое занималось организацией гастролей МДТ. Вполне вероятно, что эти решения были приняты с одобрения и генерального спонсора театра -- ООО "Киришинефтеоргсинтез".<BR>Изменение статуса театра, по словам исполнительного директора Малого драматического театра Давида Вольфовского, сулит ему воспользоваться возможностями федерального бюджета, которые "несоизмеримы с возможностями областного театра". Его руководство рассчитывает, что после перевода бюджет театра вырастет примерно в 2,5 раза, это особенно актуально, так как его техническое состояние "оставляет желать лучшего".<BR>Также к числу насущных проблем МДТ можно отнести недостаток помещений и мизерную зарплату сотрудников. В настоящее время театр вынужден тратить около 90% от собственных доходов на дополнительную зарплату работникам, так как официальная ставка составляет максимум 2025 руб.<BR>Наряду, в частности, с Мариинским театром и БДТ, федеральный статус в Петербурге имеет Российский государственный академический театр драмы им. Пушкина (Александринский театр).<BR>Его руководитель Георгий Сащенко считает, что каких-то сверхфинансовых выгод в результате смены статуса "новичок" все-таки не получит, но, учитывая творческий потенциал Льва Додина, он сможет рассчитывать на государственные заказы. То есть министерство будет заказывать пьесы, которые режиссер хочет и мечтает поставить, а также будет ему помогать с организацией гастролей.<BR>Структура доходов российского театра, как правило, складывается из средств, поступающих из бюджета, от продажи билетов, спонсорских средств и от других видов деятельности.<BR>Театры федерального подчинения, естественно, могут рассчитывать на дополнительные средства, выделяемые кроме фонда зарплаты на основную деятельность. Есть отдельные программы поддержки культуры, согласно которым средства выделяются на проведение фестивалей, юбилеев, акций, организацию гастролей и постановок.<BR>"Театр как таковой всегда был затратным и неприбыльным, -- говорит начальник отдела поддержки и координации деятельности государственных организаций искусства Министерства культуры РФ Валентина Федорова. -- Особенно у нас в стране, где западные схемы не подходят, где не изжит социализм, и какой-то странный капитализм, когда нет закона о меценатстве...<BR>Поэтому государство всегда будет выделять на него столько, сколько может, соединяя два параметра: необходимость и возможность. Театр Льва Додина заслуживает этой поддержки. Она, в частности, была оказана министерством при постановке таких спектаклей, как "Чайка" и "Парчовый барабан". Теперь эта помощь станет более весомой".<BR><BR><B>Параметры</B><BR>Рядовой спектакль, по оценкам Георгия Сащенко, стоит не меньше 2-2,2 млн рублей, которые не каждый театр может собрать: "Готовящийся сейчас "Ревизор", премьера которого состоится 5 октября, будет стоить около 4,5 млн рублей, и это самый настоящий государственный заказ", -- говорит Георгий Сащенко.<BR>Другая весомая часть затрат репертуарного театра связана с содержанием его имущественного комплекса.<BR>"Каждый год мы получаем небольшую сумму, в 5 раз меньшую, чем необходимо, на проведение капитального ремонта, который постепенно делаем, не выезжая из здания. Сейчас заканчивается восстановление вестибюля, отреставрирован фасад и благоустроены грим-уборные, а в 2004 году хотим сделать полную реконструкцию сцены. Выигравшие конкурс подрядчики освоили около 22 млн рублей, всего же будет освоено вместе с затратами на благоустройство территории примерно 45 млн рублей.<BR>Мы являемся национальным театром России и не можем позволить сдавать помещения театра под офисы или рестораны. Поэтому одним из способов зарабатывания дополнительных средств театром является, к примеру, проведение на нашей площадке балетного фестиваля либо создание симфонического "Конгресс-оркестра", -- говорит Георгий Сащенко.<BR><BR><B>Расставание</B><BR><B>на хорошей ноте</B><BR>Модную, в силу отсутствия денег "на культуру", идею так называемого прокатного театра, в котором нет постоянной труппы, Лев Додин в одном из интервью как-то назвал достаточно жестко "театром разового потребления".<BR>Соглашаясь поставить Малый на федеральное довольствие, Министерство культуры России фактически признает не только заслуги режиссера, но и демонстрирует добротный консерватизм по отношению к такой традиционно русской театральной форме, как репертуарный театр, сторонником которого и является Лев Додин.<BR>"Расстаемся мы на очень хорошей ноте, --итожит председатель Комитета по культуре правительства Ленинградской области Владимир Богуш. -- На прощание губернатор Валерий Сердюков подписал выдвижение на государственную премию последнего спектакля -- "Московский хор" Людмилы Петрушевской в постановке Игоря Коняева.<BR>В финансовом плане им, несомненно, жить будет гораздо легче в случае, если к ним федералы будут относиться так же, как относятся к этому театру здесь. Хотелось бы им пожелать не потеряться в проблемах уже московских.<BR>Главное то, что Валентина Матвиенко и Михаил Швыдкой обещали помочь в строительстве в Петербурге Международного центра Льва Додина, где будут проходить мастер-классы для молодых актеров, в том числе из Европы.<BR>Приятно, что эту идею поддерживает и директор КИНЕФа Вадим Сомов, настоящий меценат, который все эти годы помогает МДТ выживать".