Ангела продают, но неизвестно за сколько

Петербургские бизнесмены, использующие в коммерческой деятельности символы города, уже с апреля должны делать это за деньги.

<BR><BR>Петербургские бизнесмены, использующие в коммерческой деятельности символы города, уже с апреля должны делать это за деньги.<BR>У Петербурга три законных, вернее, уставных символа -- Медный всадник, кораблик на Адмиралтействе и ангел на шпиле Петропавловки. "Символические" сборы должны идти на благое дело -- восстановление других памятников. Впрочем, за 5 месяцев пока еще ничего не отреставрировано. Более того, администрация Петербурга, затеявшая всю эту суету вокруг исторических реликвий, пока даже не может точно сказать, сколько планируется заработать на продаже городской символики, и назвать число предприятий, уже использующих ангела&Сo в коммерческих целях.<BR>Между тем сами бизнесмены не только не торопятся заявлять о своем желании платить, но и намерены бороться за "всеобщую собственность" Петербурга.<BR><BR>Анна Медведева, пресс-атташе СПб ГУП "Дирекция юбилейных торжеств":<BR>"У каждого города есть свои символы. В городе на Неве символов так много, что иногда приходится делить их на главные и неглавные. Вот и Устав Петербурга выделил в свое время три: памятник Петру I (с легкой руки Александра Сергеевича известный как Медный всадник), ангела на шпиле Петропавловского собора и кораблик на шпиле Адмиралтейства.<BR>А совсем недавно Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент) зарегистрировало в качестве товарных знаков изображения кораблика и Медного всадника.<BR>Свидетельства, подтверждающие исключительное право их коммерческого использования, выданы Санкт-Петербургскому ГУП "Дирекция юбилейных торжеств". Теперь все, кто хочет украсить свой офис, товар, упаковку, ценник, должны будут пройти обязательную регистрацию в ГУП "Дирекция юбилейных торжеств".<BR>Юридические лица, уже использующие вышеупомянутые товарные знаки, смогут пройти регистрацию на льготных условиях и заплатят только государственную пошлину (на сегодняшний день -- 300 рублей) в федеральный бюджет.<BR>Доходы от использования изображений исторических символов пойдут на реставрацию других, не менее прекрасных, но, быть может, менее популярных памятников нашего города.<BR>Коротко идею этой акции можно сформулировать так: памятники Петербурга будут работать. На себя.<BR>Сейчас разрабатывается положение о расценках на использование указанной символики, которое будет согласовываться с комитетами городской администрации. На настоящий момент зарегистрированы в качестве товарных знаков изображения исторических символов: Медного всадника и кораблика на шпиле Адмиралтейства. В статье 7 Устава города Санкт-Петербурга прописаны только Медный всадник, кораблик на шпиле Адмиралтейства, ангел на шпиле Петропавловского собора Петропавловской крепости. В ближайшее время дирекция намерена получить права на коммерческое использование изображения ангела Петропавловского собора. Планировать объем средств, которые пойдут на реставрацию городских памятников, будет возможно только тогда, когда будут утверждены окончательные расценки.<BR>Вообще, это зависит от многих факторов и не в последнюю очередь от патриотизма и добросовестности производителей товаров.<BR>Идея коммерческого использования исторических символов не нова. В мировой практике подобные прецеденты уже есть. Да и во время празднования 850-летия Москвы столица продавала право на использование своих символов. Принципиальным отличием в нашем случае является то, что средства пойдут на реставрацию других памятников нашего города".<BR><BR>Татьяна Меркина, руководитель аналитического отдела СПб ГУП "Дирекция юбилейных торжеств":<BR>"Одной из целей, поставленных перед дирекцией, было регламентирование использования в коммерческой деятельности официальных исторических символов нашего города. Дирекция вправе как разрешать, так и в некоторых случаях запрещать использование символики. Например, если кто-то вознамерится изобразить ангела на упаковке контрацептивов, мы этого, конечно, не допустим.<BR>К нам уже обратилось несколько десятков фирм и организаций, ранее использовавших городскую символику. Есть обращения и от компаний, собирающихся использовать какой-либо из символов впервые, в том числе и из других городов. Пока в основном интерес проявляют производители различных продуктов питания.<BR>Сейчас дирекцией в сотрудничестве с комитетами администрации города разрабатывается положение о расценках на использование изображений символов. Можно сказать, что шкала не будет плоской. Стоимость в значительной степени будет определяться направлением использования символики, социальной значимостью.<BR>Если символ будет использован в какой-либо социальной программе, нарисован на эмблеме спортивного подросткового клуба, то сумма может быть символической. Если же речь идет о коммерческом использовании, то цена будет зависеть от предполагаемых доходов. Оговорюсь, положение еще разрабатывается.<BR>Главное, чтобы люди привыкли к тому, что теперь нельзя просто так использовать изображение городских исторических символов, упомянутых в Уставе города. В ближайших планах Дирекции -- работа именно с этими символами. Если Законодательное собрание внесет изменения в Устав и расширит перечень исторических символов, включив в него, например, Исаакиевский собор или Чижика-Пыжика, то работа в этом направлении будет продолжена. Естественно, тема использования городской символики будет актуальна всегда -- и накануне 300-летия Петербурга, и после юбилея.<BR>Было бы слишком смелым сказать, что изображения Медного всадника, кораблика и ангела используются на порядок чаще, чем изображения других символов Петербурга. Тем не менее это происходит. Достаточно взглянуть на любой лоток с сувенирной продукцией: изделия с тремя упомянутыми символами занимают там значительное место. Следовательно, пользуются спросом. Иначе производители сувениров к этим изображениям не обращались бы. Теперь они будут это делать за деньги".<BR><BR>Сергей Шевченко, директор ООО "Логоваз Санкт-Петербург":<BR>"Наш логотип -- кораблик с Адмиралтейства. Пока мне не позвонят, пока не предоставят официальные бумаги и не скажут, что я должен платить за собственный логотип, ничего делать не буду".<BR>Вадим Усков, патентный поверенный РФ, директор ЗАО "Усков и партнеры":<BR>"Я считаю, что можно и нужно регистрировать городскую символику как патентные знаки. Есть устав города, в котором зафиксированы, например, герб и флаг. Это элементы государственной символики, их использование контролируется Законом "Об охране государственной символики". В частности, там четко прописан механизм их использования.<BR>Об охране исторических городских символов ничего не написано ни в федеральном законодательстве, ни в местном. И получается, что официально они объявлены к защите, а реальный механизм их защиты отсутствует. Это брак в работе Петербургского ЗАКСа. Если они написали статью №7 "Исторические символы Петербурга", то должны были написать и статью, как их охранять. Они этого не сделали. Сказали "а", но не сказали "б". Если бы они написали, как в федеральном законодательстве, что "использование исторических символов запрещено без разрешения администрации", тогда было бы все в порядке. Поэтому введение товарных знаков -- символов города -- это всего лишь исправление брака в законодательной работе.<BR>Когда стали думать, как защитить исторические символы, ничего более подходящего, чем товарный знак, не нашли.<BR>Администрация в течение нескольких месяцев советовалась со многими юристами, в том числе и со мной, с помощью какого механизма защитить исторические символы Петербурга.<BR>Поэтому принятое в апреле распоряжение губернатора было итогом длительной работы.<BR>Будут "охраняться" только три символа, потому что в городском уставе их обозначено только три, плюс еще эмблема празднования 300-летия Петербурга. Других официальных символов в Петербурге нет. И вряд ли уже будут. Устав города принят, а из-за такой ерунды его никто пересматривать не будет. Поэтому новых товарных знаков -- городских символов не будет.<BR>Символ "Москва-850", например, тоже охранялся как товарный знак.<BR>Единственное, в чем я сомневаюсь, это в наказательной части этого распоряжения. На многих предприятиях символы уже прочно вошли в обиход. И невозможно "полицейскими методами" остановить этот процесс. Карательные меры по несоблюдению патентных соглашений достаточно суровы: от гражданских взысканий убытков до уголовной ответственности, от 2 до 5 лет лишения свободы. Я считаю, что применять такую ответственность к петербургским предприятиям некорректно. Мы ведь в конечном счете стремимся к тому, чтобы городские символы в рамках закона использовались как товарные знаки как можно чаще. Поэтому я предлагаю внедрять нововведение мягкими способами. Например, делать полугодовую бесплатную регистрацию. Выглядеть это должно так: вы много лет используете, например, кораблик в качестве собственного логотипа. Если вы сможете доказать это и свою готовность исполнять закон, то вам предоставляется возможность бесплатно зарегистрировать свои права на использование данного товарного знака".<BR><BR>Елена Озерова, главный художник Государственного унитарного экспериментального предприятия "Росвуздизайн":<BR>"Я крайне возмущена всем происходящим. Как можно, например, убрать из живописи изображение Медного всадника? А ведь благодаря нововведениям это вполне может произойти. Давайте тогда и из Русского музея такие картины уберем. Я понимаю, если продавать типовые графические работы. А если роспись не типовая? Я использую в своих работах образ Медного всадника. Но каждый раз он разный. Я считаю, что в моем контексте это не товарный знак.<BR>Поэтому я абсолютно ничего не собираюсь делать. У меня есть образцы моих работ, утвержденные художественным советом. В том числе при администрации губернатора Петербурга. Тогда он разрешил торговать подобными картинами.<BR>А теперь говорит, что я это у кого-то украла? Пусть мне предъявят официальные, серьезные претензии, и я буду бороться. Думаю, правда будет на моей стороне".<BR><BR>Ольга Бобрикова, начальник отдела маркетинга ЗАО "Универмаг "Московский":<BR>"По логике следующим шагом должен быть патент на имя "Санкт-Петербург". Хотелось бы узнать, насколько подобные шаги отвечают законодательной базе нашей страны. Наш логотип состоит из нескольких элементов, в том числе и адмиралтейского кораблика. Запатентована на этом логотипе только буква "М".<BR>300 рублей, которые нужно будет заплатить фирмам, уже использующим городскую символику в рекламных целях, -- сумма чисто символическая. Но речь не об этом. Вопрос в том, что будет засим и кому это вообще пришло в голову?<BR>Конечно, возмущаться в этом случае просто не имеет смысла. Однако, например, Медный всадник используется очень многими компаниями. И они захотят узнать подробно, как именно его нельзя будет использовать -- как фотографии, в графическом виде или еще как-то? Вопросов на данном этапе много, а ответов пока нет. Ведь, по сути, городские символы принадлежат всем жителям города. И нас надо было заранее предупредить. В общем, эта ситуация вызывает пока недоумение, удивление и недостаток ясности.<BR>Мы, со своей стороны, никак не планируем решать этот вопрос. Вряд ли мы будем отказываться от нашего символа. Если нам пришлют официальное уведомление -- тогда посмотрим. Но вот еще один вопрос: как будут нас наказывать в случае неповиновения? Рвать логотип на части? Или брать штраф?".<BR><BR>Наталья Федорова, начальник отдела маркетинга ЗАО "Кондитерская фабрика имени Крупской":<BR>"У нас не так много видов продукции, где используются официальные символы. Мы используем много городских видов, но ангела, кораблик и т.д. как-то "избегали". Выпускаются конфеты, на этикетке которых изображен кораблик. Но, мне кажется, его сложно будет распознать как "именно тот" и запросить какие-то деньги. Я не думаю, что мы будет что-то платить за уже использовавшиеся символы. Требовать этого -- некорректно со стороны администрации.<BR>Рассматривая варианты по официальному применению городской символики, мы пока воздерживаемся от конкретного решения. Когда мы запрашивали администрацию по этому поводу, то получили не удовлетворившие нас сведения. Администрация собирается брать с фабрики плату в процентах от объема продаж продукции, использующей городские символы. Причем процент этот немалый. И непонятно, как и кем будет отслеживаться правомочность этих цифр".<BR><BR>Игорь Маточкин, юрисконсульт компании "Метрополь":<BR>"У "Дирекции юбилейных торжеств" мы хотели узнать условия, на которых можно будет купить право на использование официальных символов города. Как нам сообщили, за заключение подобного договора взимается сумма в $1 тысячу, плюс 7% от стоимости каждого реализованного изделия, "разукрашенного" символами города. Мы, конечно, хотим использовать на упаковке своих товаров подобную символику, но еще не раз подумаем, прежде чем принять такие непростые условия сотрудничества".<BR><BR><B>Официально</B><BR><BR>18 апреля 2001 года губернатор Яковлев подписал Распоряжение N92-ра "Об официальной эмблеме-символе и знаках сопутствующей атрибутики празднования 300-летия Петербурга и порядке их использования", в котором установлено, что "в качестве знаков атрибутики празднования 300-летия Петербурга используются изображения исторических символов Петербурга, предусмотренных Уставом Петербурга, -- Медный всадник, кораблик на шпиле Адмиралтейства, ангел на шпиле Петропавловского собора Петропавловской крепости". В этом же Распоряжении СПбГУП "Центр по подготовке юбилейных праздничных, культурно-массовых и зрелищных городских мероприятий (ныне -- СПбГУП "Дирекция юбилейных торжеств") поручено "зарегистрировать официальную эмблему-символ празднования 300-летия Петербурга и знаки сопутствующей атрибутики... в качестве товарных знаков и осуществлять их коммерческое использование путем заключения соответствующих договоров с выдачей свидетельств о праве на использование указанной символики".