00:0012 сентября 200200:00
5просмотров
00:0012 сентября 2002
Специалисты Государственного университета "Высшая школы экономики" (ВШЭ) подготовили доклад "Реформа власти в России: состояние и перспективы".
<BR><BR>Специалисты Государственного университета "Высшая школы экономики" (ВШЭ) подготовили доклад "Реформа власти в России: состояние и перспективы".<BR>Несмотря на неофициальный статус документа, он наверняка будет использован Правительством при разработке законов, регламентирующих деятельность административных органов, -- по сути дела, доклад является третьей частью т.н. "программы Грефа" -- принятой в 2000 году концепции экономических и социальных преобразований.<BR>Первые два раздела программы, после определенной доработки, тогда легли в основу программы Правительства Михаила Касьянова. Третий же, описывающий функции и структуру федеральных органов исполнительной власти и механизм их финансирования, был отвергнут. ВШЭ дорабатывала его в течение 2 лет и сейчас вновь передала в Правительство.<BR>"Как мы видим, несмотря на провозглашенную либерализацию экономики, дерегулирование, приватизацию, желаемого эффекта достигнуть не удалось. Темпы экономического роста имеют тенденцию к затуханию. Это происходит не из-за неправильной экономической политики Правительства, а из-за отсутствия инструмента проведения реформ, которым в российских условиях выступает государство, -- считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. -- Экономическое развитие упирается в недоверие потенциальных инвесторов к государству, к его способности гарантировать их собственность и задавать стабильные и предсказуемые правила игры".<BR>По оценке специалистов ВШЭ, сейчас в России "федеральных" чиновников около 400 тысяч -- больше, чем было в СССР, даже если причислить к последним партийный аппарат. При этом эффективность работы исполнительной власти ниже, чем в советскую эпоху. Это объясняется просто: большинство министерств и ведомств сформировались как бы стихийно, без единой концепции. В составе федерального Правительства одновременно действуют несколько десятков организаций с одинаковыми наименованиями, но с совершенно разными функциями. Большинство министерств по-прежнему выступает в роли "отраслевых штабов", хотя большинство предприятий этих отраслей находятся в частной собственности. Кроме того, у многих госорганов имеются свои "натуральные хозяйства" -- принадлежащие им предприятия, которые приносят доход, превышающий ассигнования из федерального бюджета.<BR><BR><B>Разделяй и управляй</B><BR>В разработках ВШЭ предлагается четко разделить типы ведомств. Их должно быть три: министерства -- политические органы с регулирующими функциями, агентства -- исполнительные организации (в агентства, в частности, предлагается трансформировать ГТК, Федеральное казначейство и МНС), надзоры -- контролирующие организации. Особым типом агентств, действующим в сфере правоохраны и безопасности, предполагается сделать службы. Количество министерств и чиновников при этом может сократиться примерно вдвое.<BR>Измениться должен и механизм финансирования работы чиновников. Вместо нынешней "затратной" схемы ВШЭ предлагает набирающую все большую популярность в мире "результативную". При ней ведомству определяется лишь общая сумма бюджета, зато детально расписываются результаты, которых необходимо достичь. Результативная модель должна стимулировать развитие аутсорсинга в бюрократической среде.<BR>"Имеет ли смысл бухгалтера или программиста в министерстве делать госслужащим? -- спрашивает Ярослав Кузьминов. -- Или лучше провести конкурс и отдать исполнение его работы в конкурентную среду? Одно это позволит экономить 30-40% расходов на содержание госаппарата. Не секрет, что при заключении договоров на поставку товаров и услуг для госведомств уровень "отката" достигает немыслимой цифры -- 25-30%"!<BR>Ректор ВШЭ подчеркнуто отказывается давать прогноз относительно того, каким образом будет использован доклад федеральным Правительством. Однако тот факт, что Кузьминов входит в межведомственную группу по разработке концепции реформы госслужбы, говорит о многом. "У нас нет противоречий внутри группы, -- подтверждает Ярослав Кузьминов. -- Сегодня нужно выравнивать темпы проведения административной и "государственной" реформ, поскольку последняя явно отстает".