00:0012 сентября 200200:00
12просмотров
00:0012 сентября 2002
Вчера министр финансов ввел в оборот новое понятие, дав обещание, что "впервые в России произойдет снижение налогового бремени в управляемом режиме".
<BR><BR>Вчера министр финансов ввел в оборот новое понятие, дав обещание, что "впервые в России произойдет снижение налогового бремени в управляемом режиме".<BR>Так оценил проект федерального бюджета на 2003 год министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на научно-практической конференции "О прогнозе социально-экономического развития РФ до 2005 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2003 год".<BR>По словам министра финансов, налоговые ставки снижались и раньше, но реальный эффект "съедался" инфляцией. Изъятие средств из экономики увеличивалось: в 1999 году налоги составляли 33,7% ВВП, то в 2002 году они составят уже 39,6% ВВП.<BR>В 2003 году планируется снизить доходы федерального бюджета до 37,6% ВВП.<BR>"Несмотря на сокращение доли расходов бюджета по отношению к ВВП по сравнению с предыдущими годами, в реальном выражении расходы в следующем году возрастут. При этом их рост будет ограничиваться темпами роста экономики страны. Рост непроцентных расходов в 2003 году составит 2%, -- сообщил Кудрин. -- Федеральный бюджет по сравнению с 2002 годом "потеряет" 93 млрд рублей -- они будут переданы субъектам Федерации. Кроме того, увеличиваются на 36% ассигнования на социальный блок: образование, культуру, СМИ, здравоохранение, и, впервые за много лет -- на науку".<BR>Приоритетом бюджета-2003 Минфин провозгласил обслуживание внешнего долга, затраты на это должны составить $17,2 млрд. Для успешного проведения выплат Правительство намерено к концу 2002 года сформировать финансовый резерв в 197 млрд рублей (сейчас его величина составляет 49 млрд рублей).<BR>"Снижение финансового резерва в первом полугодии текущего года и его наращивание во втором полугодии является плановым, поскольку эти процессы связаны с формированием бюджетной росписи. В первом полугодии доходная часть бюджета обычно ниже, чем во втором, вместе с тем в III-IV кварталах, когда доходы бюджета увеличиваются, появляется возможность для наращивания резерва, -- сказал Кудрин. -- В 2003 году также планируется создать финансовый резерв в 20 млрд рублей, для снижения рисков падения цен на нефть, неполучения доходов от приватизации, возможного ухудшения конъюнктуры на рынках драгметаллов и драгкамней. Но сделать это удастся, конечно, если бюджет будет сведен "копейка в копейку".<BR>Министр финансов уверен, что правительство сможет добиться намеченных макроэкономических показателей, не прибегая к внешним заимствованиям и не уповая на рост цен на нефть (бюджет-2003 ориентирован на стоимость нефти в $21,5 за баррель). "Если мы сумеем реализовать бюджет в этих показателях, это будет все равно что переход Суворова через Альпы. Появится возможность для стабильной работы", -- торжественно заключил свой доклад Алексей Кудрин.
<BR>Однако если в целом концепция бюджета не вызывает претензий у законодателей, то по многим отдельным параметрам он подвергается критике. Одна из самых главных проблем -- перераспределение акцизных сборов за табачную продукцию в пользу федерального бюджета. Таким образом у субъектов Федерации изымается 20,3 млрд рублей.<BR>"Централизация акцизов ударит по Краснодарскому краю, Тамбовской, и особенно Ярославской и Ленинградской областям. В последней местные бюджеты лишатся 15% собственных доходов. Резервный фонд же составляет всего 8,3 млрд рублей, этого явно недостаточно, -- отметил заместитель председателя Бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов. -- Вызывают вопросы также прогнозная оценка доходов бюджета и сумма выплат по внешнему долгу. По нашим расчетам, она должна быть меньше примерно на $1 млрд".<BR>Настороженность депутатов вызывает также диспропорция между налоговыми доходами федерального центра и регионов. В 2003 году соотношение составит 59% к 41%. Такое распределение средств может оказаться опасным для наиболее слабых дотационных регионов, поскольку в 2003 году предстоит 33%-ное увеличение зарплаты работникам бюджетной сферы. Если в текущем году из федерального бюджета на эти цели было выделено (в различных формах) 35-40 млрд рублей, то в бюджете-2003 такая помощь не предусмотрена вообще. "Треть регионов не справится с повышением зарплат, и мы де-факто обрекаем их на решение вопроса через суд. Совершенно ясно, что не будут возвращены и ссуды предыдущих лет на общую сумму в 20 млрд рублей", -- уверен Задорнов.<BR>Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли, на прогноз которого опирались разработчики бюджета, также смотрит на предстоящий год довольно оптимистически. Однако цели перед бюджетом ставит несколько иные. "По нашим прогнозам, темпы роста ВВП составят 3,5-4,5% в год. Ожидается рост инвестиций на 7,5% -- в основном за счет сокращения оттока капитала из России. Отток должен снизиться до $9 млрд в год (в 2001 году он составлял $16 млрд. Доля потребительского спроса на рынке возрастет и впервые превысит 50%, за счет роста реальных доходов населения, -- считает заместитель министра экономического развития Аркадий Дворкович.