"Апатит" ждет преобразования порта

Федеральное государственное унитарное предприятие "Кандалакшский морской торговый порт" (КМТП) преобразуется в открытое акционерное общество, 100% акций которого находятся в федеральной собственности.

<BR><BR>Федеральное государственное унитарное предприятие "Кандалакшский морской торговый порт" (КМТП) преобразуется в открытое акционерное общество, 100% акций которого находятся в федеральной собственности.<BR>ФГУП попало, по Распоряжению Правительства РФ от 22 июня 2002 года N851-р, в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию (см. "ДП" №157/02, www.dp.ru).<BR>В связи с этим ОАО "Апатит" приостановило начало реализации проекта строительства в этом порту терминала минеральных удобрений.<BR><BR><B>Хороша ложка к обеду</B><BR>ТЭО перегрузочного комплекса (на 1,5 млн тонн в год) было выполнено ОАО "ЛенморНИИпроект" в декабре 2000 года. В комплекс входят: станция разгрузки вагонов, конвейерная транспортная схема с перегрузочными станциями, береговая механизация в составе береговой галереи и погрузочной машины.<BR>По словам генерального директора ОАО "ЛенморНИИпроект" Александра Парфенова, ТЭО уже устарело, поэтому сейчас идет обсуждение нового договора.<BR><BR><B>Потенциальные</B><BR><B>собственники</B><BR>Интерес ОАО "Апатит" к развитию порта в Кандалакше объясняется потребностью развивать выход к морю, альтернативный мурманскому порту. Кроме того, есть возможность сэкономить на транспортных издержках: по сравнению с перевалкой через Мурманский морской торговый порт -- в среднем $1,1 на тонну.<BR>Сегодня Кандалакшский порт -- замерзающий (с декабря по май включительно). Это самый маленький порт на севере России. Его мощность -- 2,5 млн тонн грузов ежегодно. Однако он имеет выгодное географическое положение, выход на Беломорско-Балтийский канал, может обрабатывать суда класса река-море и способен работать с любыми грузами. Порт уже сегодня может принимать суда дедвейтом около 30 тысяч тонн, а в перспективе -- до 60 тыс. тонн.<BR>В 80-е, лучшие годы для порта, объемы перевалки грузов составляли 2-2,5 млн тонн. В 1999 году -- 375,9 тыс. тонн, в 1998-м -- 227,2 тыс. тонн. В 2000-м грузопоток через Кандалакшский порт составил уже около 640 тыс. тонн, а в 2001 году -- в основном за счет переработки апатитового концентрата, минеральных удобрений и угля.<BR>Для защиты интересов учредителей при проведении реконструкции и последующей эксплуатации комплекса в КМТП в мае 2000 года было учреждено ООО "Кольская стивидорная компания" (КСК), учредителями которого стали: ОАО "Апатит" (51%), ГП "Кандалакшский морской торговый порт" (КМТП) -- 10%, ОАО "Мурманское морское пароходство" (ММП) -- 39%.<BR>На сегодня КМТП -- предприятие со 100%-ным капиталом, находящимся в государственной собственности, и с назначенным конкурсным управляющим.<BR><BR><B>Перспективы</B><BR>Согласно же плану перспективного развития порта, в течение 15 лет мощности его перевалочного комплекса должны вырасти до 6,5 млн тонн.<BR>Для этого необходимо построить два перегрузочных комплекса, два причала и оснастить их средствами механизации, а также реконструировать причальную линию. Дноуглубительные работы позволят принимать у причалов суда дедвейтом до 60 тыс. тонн. Реализация этих замыслов оценивается ориентировочно в $100 млн.<BR>Реализовать эти планы под силу только крупным инвесторам.<BR>"Не берусь утверждать, что наша компания будет участвовать в приватизации порта. Однако в любом случае приход новых собственников даст толчок развитию предприятия и создаст предпосылки для реализации более масштабных планов, чем создание перегрузочного комплекса", -- говорит Александр Александров, директор по маркетингу ОАО "Апатит".