С бензина снимают лишний жирок. "Обезжиренные" протестуют

Грядущий 2003 год несет серьезные изменения на топливном рынке Петербурга и Ленобласти.

<BR><BR>Грядущий 2003 год несет серьезные изменения на топливном рынке Петербурга и Ленобласти.<BR>Во-первых, акциз на топливо повышается на 45% и меняется схема его уплаты. Во-вторых, помимо лицензии участник рынка должен будет получить в налоговой инспекции свидетельство о регистрации в качестве торговца топливом.<BR>Участники топливного рынка по-разному оценивают перспективы роста городских цен на бензин с января 2003 года.<BR>Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС) Олег Ашихмин пророчит, что литр самого ходового бензина АИ-92 будет стоить 17 рублей. То есть вырастет на 66%, и при этом ухудшится качество топлива и ослабнет конкуренция на рынке.<BR>Другие, более спокойные нефтетрейдеры сходятся в том, что качество действительно ухудшится, зато цена на топливо увеличится незначительно -- всего на 10-15%.<BR><BR><B>Веселый Новый год</B><BR>Причина таких прогнозов в том, что с 1 января 2003 года вступают в силу изменения ко второй части Налогового кодекса (НК) РФ, касающиеся акцизов.<BR>Ставка акцизов на топливо вырастет на 45% и меняется схема его уплаты. То есть каждый участник цепочки реализации нефтепродуктов (производитель, оптовый оператор, розничный оператор) будет платить всю сумму акциза, с последующим его возвратом или зачетом при получении от покупателя соответствующих документов. Получается, что при любой сделке по купле-продаже топлива его стоимость возрастает на размер акциза.<BR>Это потребует от участников рынка существенного увеличения оборотных средств, а финансовые издержки отразятся на цене моторного топлива и будут перенесены на потребителя.<BR>Сейчас акциз взимается только с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые производят не только автомобильный бензин, дизтопливо и мазут, но и прямогонный бензин.<BR><BR><B>Плохой товар для всех</B><BR>Другая неприятность для рынка заключается в том, что законодатели ввели на прямогонный бензин нулевую ставку акциза. По мнению нефтетрейдеров, это резко увеличит присутствие на рынке суррогата из прямогонного бензина, более дешевого, чем обычное горючее.<BR>Похожее всегда происходит с водкой: как только повышаются акцизы, растет доля "левого" алкоголя, изготовленного из технического спирта.<BR>"Сегодня более 20% реализуемого в Петербурге топлива -- суррогат из прямогонного бензина (в Москве, по последним данным, эта доля составляет 27%). С наступлением 2003 года доля некачественного топлива увеличится до 40%", -- уверен Олег Ашихмин.<BR>"Страну зальют суррогатом", -- вторит ему вице-президент ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" Леонид Федун.<BR>Пиковые приросты производства прямогонки приходятся на летние месяцы, когда во многих регионах ощущается дефицит бензина. На волне нехватки топлива недобросовестные операторы не прочь заработать легких денег (см. "ДП" №155/01, www.dp.ru).<BR><BR><B>Место сильному</B><BR>В Петербурге 27 компаний реализуют топливо в розницу через 234 АЗС и более 80 -- оптом.<BR>Одни компании владеют АЗС и нефтебазами, другие их арендуют, а третьи выступают лишь в роли посредников между производителями и розницей. "Разное положение топливных операторов на рынке не влияло существенным образом на эффективность их деятельности, -- делится Андрей Михеев, заместитель генерального директора ЗАО "Петербургская топливная компания" (ПТК). -- С внесением изменений в НК законодательно закреплены различия между собственником и несобственником с точки зрения реализации товара и последующего порядка уплаты акциза".<BR>По новому НК, все лица, имеющие отношение к реализации нефтепродуктов, должны иметь свидетельства о регистрации, которые будут выдаваться тем, кто имеет в собственности мощности по хранению (нефтебазы) и отпуску (АЗС) топлива. Деятельность трейдеров, эксплуатирующих нефтебазы или АЗС на условиях аренды, лизинга или иных договоров, подпадет под запрет.<BR>В Управлении Министерства РФ по налогам и сборам по Петербургу (УМНС), которое займется выдачей документа, сообщили, что порядок получения свидетельств только разрабатывается, но их начнут выдавать заблаговременно: до наступления 2003 года.<BR>"До 90% топливных операторов уйдут с рынка Петербурга и Ленобласти, -- говорит Олег Ашихмин. -- Останутся те, кто имеет собственные нефтехранилища и АЗС". К числу тех, кто сохранит позиции на региональном рынке, можно отнести структуры ВИНК, ПТК, "Балт-Трейд", "Фаэтон", Neste, Shell. Они же, в первую очередь ВИНКи, займут места выбывших.<BR>"Мне предложат либо продать сеть, либо начать работать по франчайзингу, так как в новых условиях я вряд ли смогу заключить договоры на поставку топлива", -- уверен Николай Станиславский, генеральный директор ЗАО "Баррель" (компания эксплуатирует пять АЗС).<BR>С уходом мелких оптовиков, которые ориентированы на поставки небольших объемов топлива своим клиентам, последние будут вынуждены перезаключать договоры с крупными оптовыми компаниями. Однако крупный оптовик работает на более жестких условиях поставок (в первую очередь это условия 100%-ной предоплаты) и заинтересован в продаже больших объемов, поэтому мелкий покупатель ему не интересен.<BR>Учитывая, что вся российская глубинка работает по топливу с мелкими операторами, нововведение грозит хаосом в системе нефтепродуктообеспечения, до тех пор пока не будут выстроены новые схемы поставок топлива.<BR><BR><B>Любопытный постовой</B><BR>Неразбериха добавит головной боли не только нефтетрейдерам и потребителям, но и налоговикам, которые настаивали на принятии нового закона в надежде на увеличение собираемости акциза. Налоговым органам придется в сжатые сроки наладить контроль за более чем 30.000 российских АЗС, тысячами нефтехранилищ и оптовиков. Как быстро им удастся это сделать -- неизвестно. Зато известно другое: даже с действующих НПЗ до сих пор не удавалось полностью собрать акцизы (по данным МНС, в 2001 году собираемость топливных акцизов составила 66%).<BR>Выход из ситуации найден: в законе введено понятие налоговый пост, который власть по своему усмотрению может установить на территории любой компании. Сотрудники налоговых постов имеют право доступа во все помещения и на территории фирм, осуществляющих производство или реализацию нефтепродуктов.<BR>В петербургском УМНС не смогли ответить, как практически будет контролироваться, заплатил продавец акциз или не заплатил, сославшись на то, что не разработаны подробные инструкции.<BR>По данным МНС, на осеннюю сессию Госдумы будут представлены небольшие технические поправки к главе 22 Налогового кодекса. В частности, они будут касаться вопросов изымания налоговых свидетельств, механизма действия налогового поста, изменения методики предоставления вычетов при экспорте и реэкспорте нефтепродуктов.<BR><BR><B>Алкогольная параллель</B><BR>Нефтепродукты, как и алкоголь, с завидной регулярностью облагаются новыми, более высокими акцизами.<BR>Для контроля оборота алкогольной продукции на заводах-изготовителях уже действую налоговые посты. Такие посты открываются и на акцизных складах, которые действуют после введения 1 июня 2001 года расщепленного акциза на алкоголь (50% оплачивает производитель, а оставшуюся сумму -- оптовик, покупающий товар на акцизном складе).<BR>Идентичный ход использован властью и на нефтяном рынке. Теперь акциз собирается на всех цепочках реализации нефтепродуктов, и также создаются налоговые посты для контроля оборота нефтепродуктов.