СОС создает социалистическую атмосферу в отдельно взятых магазинах

В последние годы в Петербурге появляется все больше магазинов "для бедных". Неожиданно для себя пенсионеры, льготники, инвалиды и прочие неимущие стали объектом внимания самых крупных торговых сетей -- "Пятерочка", "Копейка", "Находка", "Дикси".

<BR><BR>В последние годы в Петербурге появляется все больше магазинов "для бедных". Неожиданно для себя пенсионеры, льготники, инвалиды и прочие неимущие стали объектом внимания самых крупных торговых сетей -- "Пятерочка", "Копейка", "Находка", "Дикси".<BR>Но все эти магазины разительно отличаются от европейских дискаунтеров: здесь продают нехарактерные для этой группы покупателей товары -- хлеб, фрукты, бытовые хозтовары, ведут торговлю через прилавок, что в Европе возможно только в дорогих магазинах. Причина этого феномена в том, что реальные покупатели сетей сильно отличаются от запланированной целевой группы. Социологи объясняют, что потребительское поведение в России в целом пока не социально. На Западе человек с приличным уровнем дохода не пойдет в магазин "для бедных": это своего рода моветон. А даже обеспеченные российские граждане не считают зазорным отовариваться в дискаунтере. Главное, чтобы он находился рядом с домом.<BR>Существует, впрочем, и категория покупателей, готовая днями рыскать в поисках магазина, в котором продукт стоит на 30 копеек дешевле. Это пенсионеры. Именно под них запускался проект СОС -- "Союз общей судьбы".<BR><BR><B>Чудовищная</B><BR><B>минималистика</B><BR>"В Питере только один настоящий магазин для бедных, -- говорит Алексей Наровлянский, президент регионального общественного благотворительного фонда "Союз общей судьбы". -- Это мы!"<BR>Целевая группа сети магазинов СОС -- не только пенсионеры, но и все льготники, получающие пособия через банк. Но молодые отовариваются все в тех же "Пятерочках" с "Копейками", на оптовых рынках. Старики же предпочитают СОС новомодным магазинам, и не только из-за цен. В магазинах СОС для пенсионеров создан особый микроклимат: здесь все, как было раньше, в годы их юности и зрелости.<BR>Дизайн магазинов минималистичен. "Чудовищен, -- поправляет Алексей Наровлянский, -- мы так и задумывали: работать должна цена, а не дизайн". Белые стены, "совдеповские" прилавки, дешевое холодильное оборудование живо напоминают сельпо тридцатилетней давности. Пенсионерам это как бальзам на душу".<BR>Продавцы в СОС не улыбаются пластмассовыми улыбками супермаркетов, могут и нахамить, как в старые добрые времена. "У нас очень низкий уровень качества работы продавцов, -- говорит Алексей Наровлянский, -- но это проблема государственного масштаба, мы одни ее решать не в силах". А и не нужно, в общем-то. Старику приятнее поучаствовать в магазинной сваре, чем биться о стену холодной, иноземной какой-то вежливости продавцов современных универмагов.<BR><BR><B>Народная дружина</B><BR>Одной из первейших задач сети было наладить с покупателем обратную связь -- им это должно было помогать регулировать некоторые аспекты работы, а клиентам -- обеспечивать чувство собственной значимости. Прежде всего руководство сети внедрило специальные телефоны доверия, предназначенные для жалоб на какие-либо недостатки сети. Но эта практика оказалась неэффективна. Телефонами стали активно пользоваться не люди, обнаружившие реальные недостатки, а одинокие старики, которым просто не с кем поговорить. Толковых жалоб было не более 20%.<BR>Тогда руководители СОС придумали другой способ общения с клиентом. Однажды в магазинах появились плакаты: "Набираем добровольных помощников для контроля за работой магазинов". И социально активные старички, забросив свои вечные митинги, рванули в армию волонтеров СОС. Поначалу среди них было много тех самых несчастных и одиноких, которые по вечерам любили расплакаться среди разговора "за жизнь". Но мало-помалу армия волонтеров развивалась, и сейчас она представляет собой реальную силу вроде "Народной дружины".<BR>Добровольцы проводят объяснительную работу с новыми владельцами карточек, помогают выписать удостоверения лицам, формально не имеющим на них права -- беженцам, например. Они контролируют работу продавцов, делают им замечания, их наделили правом лишать премий и представлять к увольнению не только продавцов, но и директоров магазинов. По пятницам они собираются в своеобразный клуб, где обсуждают, кого и за что наказать.<BR>Продавцы называют их "народными мстителями" и плачут при одном только упоминании о волонтерах. Но организаторы сети работой своей дружины довольны. Ведь добровольцы взяли на себя всю функцию контроля. Волонтеры -- их команда составляет около 50 человек -- не получают за свою работу ни копейки, но они тоже довольны: им не одиноко, их слушаются, они при деле.<BR><BR><B>Остров СОС</B><BR>Интересно, что на вопрос о возникновении названия проекта Алексей Наровлянский хитро улыбается и отвечает: "Аксенова читать надо!" Действительно, в романе Василия Аксенова "Остров Крым" описана организация с аналогичным названием, задачей которой является присоединение утопически-капиталистического Крыма к социалистической России, ну и построение коммунизма на всей земле, разумеется. Кончается все это, правда, очень плохо для партии СОС.<BR>Будет ли сеть СОС браться за задачу построения всеобщего коммунизма или ограничится воссозданием социалистической атмосферы в отдельно взятых магазинах -- пока не ясно. Но факт, что они сумели точно продумать психологическую тактику работы с пенсионерами и сумели привязать к себе своих клиентов узами более крепкими, чем просто соображения выгоды.<BR>(Ю.М.)