Порт в Приморске оборудован по последнему слову техники

Нефтеналивной порт в Приморске -- конечный пункт Балтийской трубопроводной системы (БТС). По своей оснащенности Приморский терминал уникален не только для России, но и для всего мира.

<BR><BR>Нефтеналивной порт в Приморске -- конечный пункт Балтийской трубопроводной системы (БТС). По своей оснащенности Приморский терминал уникален не только для России, но и для всего мира.<BR>В порту сосредоточена мощная группировка спецсредств, способных в кратчайшие сроки справиться с аварией.<BR>В порту более 10 тысяч м боковых заграждений различных видов и типов: несгораемые, сорбционные, легкие и тяжелые; скиммеры (плавающие щеточные механизмы, предназначенные для сбора нефти с поверхности воды); вертолетные подвески для распыления веществ, способствующих быстрой локализации нефтяного пятна. Система "Айситер" существует в мире в двух экземплярах. Оба -- в порту Приморск. Этот агрегат, созданный финской фирмой "Ламор", способен быстро и эффективно собирать и перемалывать загрязненный лед.<BR>Система "Железный конь" позволяет доставлять необходимое оборудование в самые труднодоступные места, с равным успехом перемещаясь по каменистой, песчаной и ледяной поверхности.<BR><B>Виртуальная модель</B><BR>В конце прошлого года в соответствии с договором между компанией "Связьтранснефть" и компанией "Транзас" в порт Приморск был поставлен и введен в эксплуатацию программно-аппаратный комплекс системы управления движением судов и Глобальной морской системы связи при бедствии. Оба комплекса являются составной частью проекта Региональной системы безопасности мореплавания Восточной части Финского залива, в рамках которого "Транзас" должен оборудовать более 20 объектов. Реализация проекта займет несколько лет. Эта система, по оценке специалистов, одна из крупнейших, создаваемых или уже функционирующих в мире.<BR>К комплексу системы управления движением судов предъявляются очень высокие требования, поскольку сложные условия этого региона затрудняют прохождение крупнотоннажных судов. Поставленное оборудование соответствует национальным и международным требованиям, предъявляемым к подобным системам.<BR>Еще до строительства порта была создана компьютерная модель района плавания и еще не построенного порта, которая была передана в Государственную морскую академию им. адмирала С.О. Макарова, где работает специализированный комплекс для подготовки лоцманов-операторов береговых систем.<BR>"Особенность системы управления движением судов порта Приморск в том, что наши специалисты занимались не модернизацией и развитием уже существующей системы, а использовали абсолютно новые аппаратуру и технологии", -- говорит заместитель генерального директора по береговым системам компании "Транзас" Михаил Кирилин.<BR><B>Все по науке</B><BR>В Петербурге накоплен большой научный потенциал по разработкам, связанным с очисткой воды от нефтепродуктов.<BR>В этой сфере работают как крупные предприятия, так и малый бизнес.<BR>На рынке Северо-Запада очень востребовано оборудование для очистки от нефтепродуктов сточных и поверхностных вод.<BR>"Эта ниша показалась нам перспективной, и мы добились неплохих результатов, -- рассказывает генеральный директор природоохранной фирмы "Озон" Лилия Гармашова. -- В частности, наша фирма принимала участие в налаживании очистных сооружений в Приморске. Мы разговаривали со многими финскими специалистами, которые приезжали посмотреть порт Приморск: они были поражены обилием современной очистной техники. Однако есть свои сложности. В частности, разная терминология, разные показатели, которые используют российские и финские специалисты. Выход из ситуации я вижу в создании общей для России, Финляндии и Эстонии системы мониторинга Финского залива. Тогда мы сможем говорить на одном языке, пользоваться одинаковыми цифрами, терминами. И политических склок вокруг тех или иных объектов станет меньше, потому что в спорах можно будет оперировать объективными цифрами, понятными для специалистов всех трех стран".<BR><BR><B>Совместно с финнами</B><BR>"Сейчас совместно с финнами мы готовим новый совместный проект "Экологическая безопасность Балтийского моря, -- говорит главный представитель Санкт-Петербургского центра бизнес-контактов "БИЗКОН" Алексей Варшавский. -- Предполагаемое финансирование -- 1-2 млн евро. Эта тема уже не нова для нас. Совместно с Финляндией и Эстонией мы провели проект по предотвращению навигационной безопасности в Балтийском море, он дал хорошие результаты. Новый проект предусматривает мониторинг акватории Балтийского моря и использование современных научно-технических разработок для улучшения его состояния. Одним из пунктов стоит унификация норм, стандартов и терминов. Сейчас ученые, предприниматели в России и Финляндии просто говорят на разных языках, это очень мешает в развитии бизнеса, продвижении экологических технологий. Могу отметить, что в Финляндии тоже есть масса нерешенных экологических проблем и финские специалисты сейчас очень заинтересованы в российских разработках. Например, мы посетили предприятия Турку -- Fortum Oil and Gas Oy, Kvaerner Mesa Yard, EcoPort, Юго-Западную лабораторию по исследованию вод. Многие руководители предприятий говорили о проблемах. Например, какие технологии помогут избавиться от разливов нефти в воде? Как очистить сливные воды с судов? Как очистить акваторию порта? В этом отношении финнам интересен наш опыт".<BR><BR><B>Главное -- соблюдение норм</B><BR>Разумеется, нефтеналивной порт -- это объект повышенной экологической опасности. Даже самая хорошая техника не может полностью защитить от ошибок персонала. Степень риска зависит от того, насколько строго работники будут выполнять нормы и соблюдать технологии. Не секрет, что нарушение технологий -- бич российского производства.<BR>Нефтяной терминал в Приморском порту обслуживают несколько десятков специалистов, работавших ранее в нефтеналивном порту под Новороссийском.<BR>"В России нормы гораздо более жесткие, чем в западных странах, важно их соблюдать, -- отмечает Дмитрий Голубев, председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации Петербурга. -- Я считаю, что не стоит приводить наши показатели в соответствие западным. У нас нормы разрабатывались исходя из того, какие загрязнения не принесут вреда здоровью человека или не приведут к существенным изменениям в природе. В их разработке участвовали сотни ученых из различных областей науки со всей страны, учитывались десятки, сотни показателей, различных факторов. Так что они "не с потолка". Но это не значит, что я отрицаю западные нормы. Просто я считаю, что через 15-20 лет европейские нормы неизбежно приблизятся к российским".<BR><BR><BR><B>Балтийская трубопроводная система будет расти до 2005 года</B><BR>Балтийская трубопроводная система обеспечивает транспортировку российской нефти на экспорт из Тимано-Печорского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья. Первая очередь БТС протяженностью 457 км позволяет ежегодно перекачивать 12 млн тонн нефти. Стоимость первой очереди по планам составляла $460 млн, но реально на эту часть проекта израсходовано $500 млн. Был расширен и реконструирован существующий нефтепровод Ярославль--Кириши, построен новый нефтепровод на участке Кириши--Приморск и нефтеналивной терминал в Приморске. Строительство объектов ведет ОАО "Транснефть".<BR>Ввод в эксплуатацию второй очереди запланирован на декабрь 2003 года. В рамках проекта предполагается построить новый трубопровод протяженностью 258 км, который пройдет по территории Новгородской, Ярославской, Тверской и Ленинградской областей. Кроме того, появятся три новые нефтеперекачивающие станции: в Палкино (Тверская область), Быково (Новгород) и в Сестрорецке. В результате мощность БТС вырастет с 12 млн тонн до 18 млн тонн нефти в год. Таким образом, если до последнего времени до 70% нефти, экспортируемой Россией, проходило через порты стран Балтии и Финляндии, то с вводом в строй второй очереди они ежегодно будут терять доходы от прокачки 18 млн тонн нефти.<BR>Но это не предел: разрабатывается проект третьей очереди БТС. Он предусматривает увеличение мощности БТС до 30 млн тонн нефти в год (также рассматривается вариант увеличения мощности до 50 млн тонн нефти в год) к 2005 году.<BR>