00:0002 сентября 200200:00
4просмотров
00:0002 сентября 2002
Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития) разработало концепцию реформирования системы поимущественных налогов.
<BR><BR>Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития) разработало концепцию реформирования системы поимущественных налогов.<BR>Как утверждают чиновники министерства, цель реформ -- не увеличить суммы сборов, а перераспределить налоговое бремя.<BR>Речь идет о четырех налогах -- на имущество организаций, на имущество физических лиц, на недвижимость, а также о земельном налоге, которые совокупно обеспечивают поступление в бюджет около 116 млрд рублей. По оценке Минэкономразвития, система поимущественных налогов является "неэффективной".<BR>"Во-первых, налоги низкодоходны и не дают возможности реализовать их финансовый потенциал. Особенно это касается налога на имущество физлиц. Во-вторых, они сдерживают развитие экономики. (Налог на имущество создает чрезмерную нагрузку для предприятий, располагающих большой производственной базой.) В-третьих, они не стимулируют эффективного использования имущества собственниками. В то время как в большинстве развитых стран с помощью налогов государство заставляет собственников эффективно распоряжаться собственностью", -- говорит глава департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаил Орлов. "И вообще, законы об этих налогах принимались еще в 1991 году, когда не существовало ни Налогового и Гражданского кодексов, ни Конституции РФ".<BR><BR><B>Новые проекты</B><BR>Наиболее проработаны, по словам Орлова, проекты новых налогов на имущество. Согласно нынешнему законодательству, объектом налогообложения (для юрлиц) являются помимо основных средств также и нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия. Таким образом, предприятия с длительным циклом производства обязаны платить налог за какую-нибудь болванку, которая может годами лежать на складе. Кроме того, большое количество льгот позволяет исключать из налоговой базы до 60% стоимости налогооблагаемого имущества.<BR>Минэкономразвития рассчитывает сократить объем льгот по налогу на имущество организаций на 20-25% и оставить в качестве объекта налогообложения лишь задействованные основные средства (в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, а не НК РФ). Налог будет региональным, то есть его ставки, порядок и срок уплаты должны устанавливать власти субъекта Федерации.<BR>Налог на имущество физических лиц в том виде, как он существует сейчас, Михаил Орлов оценил как "позорный". "От этого налога консолидированный бюджет получает менее 1,5 млрд рублей в год. Это копейки. Причем это один из самых "дорогих" налогов. Он крайне нелогичен, поскольку базируется на инвентаризационной стоимости объекта. То есть квартира в сталинском доме в центре города стоит дешевле, чем в "спальном" районе на окраине. Задача состоит в том, чтобы распределить налог пропорционально богатству плательщика. Его величина должна находиться в прямой зависимости от реальной стоимости недвижимости. Это не означает, что налогооблагаемой базой станет рыночная цена квартиры, но она будет к ней привязана. Наша задача -- найти справедливую пропорцию", -- сообщил руководитель департамента.<BR><BR><B>Без переходного никак</B><BR>Предполагается, что на переходный период 2003-2004 годов базой налогообложения станет инвентаризационная стоимость недвижимости, определяемая на основе анализа затрат, скорректированных на величину функционального, физического и экономического износа. Начиная с 2005 года за базу налога будут брать рыночную стоимость недвижимости. Максимальная ставка при этом снизится в 20 раз (с 2 до 0,1%), но реальные доходы бюджета, по прогнозу министерства, должны вырасти более чем в 10 раз. Налог будет зачисляться в бюджеты муниципальных образований. По подсчетам Минэкономразвития, последние смогут получать, таким образом, до 19 млрд рублей в год.<BR><BR>Локоть видит...<BR>Проекты реформы следующих двух налогов проработаны в меньшей степени. Земельный налог вызывает наибольшее раздражение Правительства тем, что не отражает реальную стоимость земли. Кроме того, ставки налога могут изменяться в связи с изменениями условий хозяйствования, не зависящими от землепользователя. По предложению Минэкономразвития, налоговой базой должна стать кадастровая стоимость земельного участка, а его ставка должна дифференцироваться исходя из целевого назначения участка. Тогда сумма сборов земельного налога должна составить около 30 млрд рублей в год. Однако формирование земельных кадастров в регионах находится на разных этапах, кое-где их просто нет. Тем более сложно произвести кадастровую оценку.<BR>Налог на недвижимость, который призван заменить собой все три вышеперечисленных, пока применяется только в качестве эксперимента в Новгороде и Твери. "Говорить о его введении можно будет не раньше, чем мы подведем итоги эксперимента, то есть в декабре 2003 года. Тогда можно будет произвести анализ, какие субъекты Федерации и муниципальные образования готовы к введению нового налога. В любом случае его массовое применение начнется не раньше 2003 года", -- прогнозирует Орлов.<BR>Налоги на имущество физических и юридических лиц могут быть введены уже к концу 2002 года.