Бензин становится делом сильных и властных

Погоду на розничном топливном рынке Петербурга и Ленобласти диктуют крупные игроки и федеральное Правительство. Малый и средний бизнес готовятся сойти со сцены.

<BR><BR>Погоду на розничном топливном рынке Петербурга и Ленобласти диктуют крупные игроки и федеральное Правительство. Малый и средний бизнес готовятся сойти со сцены.<BR>В настоящее время в регионе работает 496 АЗС (234 в Петербурге и 262 -- Ленобласти). Часть из них -- контейнерные, которые требуют перестройки.<BR>C 1996 по 2001 год в Петербурге построено 110 стационарных АЗС общего пользования, оснащенных современным технологическим оборудованием, плюс мойки, посты техобслуживания и ремонта, магазины по продаже автозапчастей и сопутствующих товаров, кафе. Стоимость ввода одной такой АЗС колеблется в диапазоне $0,8-1,5 млн.<BR>Считается, что насыщенность города станциями станет оптимальной тогда, когда их количество возрастет до 300-350 единиц (летом 2001 года Смольный утвердил схему размещения новых АЗС в городе из 171 участка).<BR>Политику на увеличение количества АЗС разделяют не все нефтетрейдеры, считая, что рынок сформирован и нет необходимости строить новые бензоколонки: "Сегодня многие АЗС нерентабельны и появление новых станций только усугубит ситуацию".<BR><BR><B>Сладкий куш</B><BR>В советские времена в Ленинграде работало около 90 АЗС. Топливо в город поступало с Киришского нефтеперерабатывающего завода, который затем стал главным активом нефтяной компании (НК) "Сургутнефтегаз" по переработке нефти.<BR>Именно "Сургутнефтегаз" и его дочерние компании в 1993-1994 годах занимали доминирующее положение на рынке нефтепродуктов Петербурга и Ленобласти. Среди "дочек" НК -- нефтебазы "Красный нефтяник" и "Ручьи", ОАО "Леннефтепродукт" (оптовые поставки), ОАО "Нефто Комби" (около 100 АЗС).<BR>Для борьбы с монополией "Сургутнефтегаза" в городе создается ЗАО "Петербургская топливная компания" (ПТК), в собственность которой впоследствии перейдут две нефтебазы и АЗС "Нефто Комби". Крупный пакет акций компании (14,5%) до 2001 года принадлежал Смольному.<BR>На фоне дележа имущества "Сургутнефтегаза" на рынке активно появляются новые игроки. В 1997-1998 годах, по данным антимонопольных органов, в Петербурге достигнут пик -- 90 розничных операторов. Среди них крупные (ПТК, "Балтийская финансово-промышленная группа", "Фаэтон", Neste), а также небольшие ("Линос", "Баррель", "Восход", "Базальт", Petrol). Небольшие операторы в основном эксплуатируют от одной-пяти собственных или арендованных АЗС, приобретая топливо у оптовиков. Их доли на рынке колеблются от 0,4 до 1,5%.<BR>До последнего времени места на рынке хватало всем и компании развивали собственные сети АЗС, не особенно зарясь на собственность друг друга. Скандалы с участием нефтетрейдеров в основном касались ценовых сговоров и лоббирования их интересов со стороны власти.<BR><BR><B>Рыбак рыбака видит</B><BR><B>издалека</B><BR>В целях улучшения ситуации на региональном рынке посредством привлечения на рынок нефтепродуктов нескольких нефтяных компаний администрация Петербурга заключила соглашения с "Сургутнефтегазом" (1996, 2000 годы), "ЛУКОЙЛом" (1997 год), "Татнефтью" (1998 год) и "Славнефтью" (2000 год).<BR>Общими для соглашений являлись обязательства Смольного обеспечивать некоторые преимущества деятельности нефтяных компаний: оказывать содействие в реализации инвестиционных программ, в том числе строительстве на территории города АЗС и станций технического обслуживания, развитии сети хранения и транспортировки нефтепродуктов путем выделения соответствующих земельных участков.<BR>Последний раз целевым назначением были выделены 15 пятен под новые АЗС компании "Славнефть", которые она из-за внутренних раздоров не спешит использовать.<BR>С нового года, после скандала между антимонопольными органами, администрацией и нефтетрейдерами, связанного с процедурой выделения пятен под застройку, места под АЗС будут распределяться через торги.<BR>Власти города пророчат, что при данной схеме застройки наиболее лакомые куски достанутся вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), обладающим значительно большими денежными ресурсами, чем местные игроки топливного рынка.<BR><BR><B>Слабый уходит</B><BR>Спокойная жизнь местных компаний продолжалась до 1999-2000 годов, то есть до тех пор, пока взоры на Петербург обратили ВИНКи со своими практически неограниченными денежными ресурсами. Начиная с этого времени количество игроков на рынке постоянно падает, и сегодня насчитывает 27 компаний. Из 234 АЗС, работающих в городе, независимым операторам принадлежат 188, остальные контролируют ВИНКи.<BR>Удел независимых сетей АЗС таков: ждать поглощения со стороны крупных игроков рынка. К таким в первую очередь относятся ВИНКи, которые все активнее захватывают местный рынок.<BR>В конце текущего лета две крупные сделки провел "ЛУКОЙЛ". Сначала были куплены 9 заправочных станций компании "Базальт", затем восемь АЗС топливной компании "Восход". Таким образом, общее число АЗС "ЛУКОЙЛа" в Петербурге и Ленобласти после этой сделки достигло 26 станций.<BR>Скоро найдет нового владельца и розничная сеть холдинга "Фаэтон" (35 АЗС и четвертое место по объемам реализации в городе). Собственники "Фаэтона" долгое время выбирают тех, кому можно выгодно продать свой топливный бизнес. В роли потенциальных покупателей последовательно выступали "ЛУКОЙЛ" и "Славнефть", сделки с которыми не состоялись. Сегодня интерес к "Фаэтону" проявляет "Сибнефть".<BR>Отсутствие у многих городских нефтетрейдеров своего бизнеса, связанного с добычей, переработкой и хранением нефти, ставит их в сильную зависимость от ВИНКов. Тем или иным способом, но захват нефтяными компаниями городского рынка неминуем. На пике интереса ВИНКов к рознице традиционные топливные операторы могут выгодно продать бизнес.<BR>"Через 5 лет на розничном рынке Петербурга и области будут присутствовать крупные российские нефтяные компании, а также Neste и Shell, -- прогнозирует первый вице-президент Российского топливного союза (РТС) Олег Ашихмин. -- Из традиционных операторов останется только Петербургская топливная компания". ПТК владеет нефтебазами "Ручьи" и "Красный нефтяник", что позволяет ей закупать большие объемы нефтепродуктов и сохранять независимость.<BR>О строительстве собственных нефтебаз в регионе заявляют крупные нефтяные компании, но дальше слов дело не идет.<BR><B>Акциз зароют в дороги</B><BR>К 2003 году, когда исчезнет дорожный налог, взять деньги на строительство новых трасс будет негде, кроме как у самих автовладельцев в виде повышенного налога на транспортные средства, повышения акцизов на бензин и увеличения числа платных дорог. По расчетам экономистов, финансирование дорожного строительства упадет с 214 млрд до 78 млрд рублей в год и будет впредь осуществляться из федерального и регионального бюджетов на общих основаниях. Государство нашло способ компенсировать часть выпадающих доходов. С 1 января 2003 года вступают в силу изменения в налоговом законодательстве РФ. Среди них повышение акцизов на нефтепродукты на 45%. <BR><BR><B>Какой русский</B><BR>не любит...<BR>Любой водитель желает залить в бак своего автомобиля качественное топливо. Однако, прежде чем горючее попадет потребителю, оно может существенно ухудшить свои характеристики. Заправляясь одной и той же маркой, но на АЗС различных фирм, нельзя быть уверенным в том, что горючее одинаково качественно.<BR>В общем объеме реализации некачественного топлива по всей России доля суррогата из прямогонного бензина составляет 60%. Более трети некачественного топлива стало таким из-за нарушений технологии хранения и транспортировки. В порче еще 5% топлива, которое тем не менее попадает на рынок, виновны сами нефтеперерабатывающие заводы.<BR>На станциях топливо, во-первых, может неоднократно перекачиваться из одной емкости в другую. При этом поглощаются пары влаги из атмосферы, идет смешение с остатками других марок топлива, механическими примесями и различными отложениями. Во-вторых, при хранении происходят различные физико-химические процессы как в самом топливе, так и при соприкосновении с разными конструкционными материалами. В-третьих, в резервуарах с горючим накапливается вода.<BR>Для сохранения качества горючего на АЗС регулярно должны проводиться мероприятия, включающие техническое обслуживание резервуарного оборудования и топливораздаточных колонок.<BR>На каждой АЗС должны быть средства контроля для отбора проб (они берутся из каждого резервуара, после чего сдаются в независимую лабораторию) и выявления отклонения показателей топлива от стандарта.<BR>Результаты анализа проб должны находиться на АЗС и при необходимости с ними можно ознакомиться.