Торговые комплексы ищут участки и форматы

Вчера в Петербурге прошла конференция "Торговля в России". Его инициаторами выступили Министерство экономического развития и торговли РФ и Национальная торговая ассоциация при поддержке администрации Петербурга.

<BR><BR>Вчера в Петербурге прошла конференция "Торговля в России". Его инициаторами выступили Министерство экономического развития и торговли РФ и Национальная торговая ассоциация при поддержке администрации Петербурга.<BR>О проблемах, стоящих в Петербурге перед девелоперами, занимающимися развитием торговых комплексов, шла речь на круглом столе, проведенном "Деловым Петербургом" совместно с Гильдией управляющих и девелоперов Петербурга (ГУД).<BR><BR>Александр Молодожников:<BR>"В городе объектов торговли строится много. Мы постарались отфильтровать то, что относится к крупным многофункциональным центрам. У нас получилось, что это порядка 60 объектов. Цифра может варьироваться, потому что произвести такой отбор сегодня достаточно тяжело. Ведь у нас многофункциональные комплексы вырастают в торговые, а спортивные комплексы превращаются в торгово-офисно-жилые. Новые торговые центры должны появляться на въездах в город (Пулково, Выборгское шоессе), на оживленных перекрестках, в "спальных" районах, где они и проектировались изначально. Но при этом ТЦ не должны "вылезать" на территории, где город это запрещает. Но удобных мест действительно становится все меньше и меньше. Сливки за последние 3 года уже сняты, и то, что лежало на поверхности, уже разобрано".<BR><BR>Александр Иванников:<BR>"Городу действительно нужна программа размещения торговых объектов, чтобы в ней были отражены планы властей и "закрыты" проблемные места в городе, где необходимо размещение магазинов. Другая немаловажная проблема -- выстроить цепь реализации этой программы. Потому что сегодня та раздача участков, которая происходит в городе, существует сама по себе, вне определенных программ. Поскольку процессы согласования в администрации не так быстры, как нам бы хотелось, то, пока эта программа рождается, может получиться, что пятна, зарезервированные под гипермаркеты, окажутся разобранными под гаражи, автостоянки и т.д. Какой смысл в таком случае готовить программу?"<BR><BR>Михаил Губкин:<BR>"Я всегда думал: чем больше торговых центров, тем лучше горожанам. Потому что конкуренция снижает цены. Однако один чех мне рассказал, что с приходом долгожданного Metro у них разорились мелкие магазинчики, расположенные вокруг торговых центров. Metro сначала устанавливает бросовые цены, а потом, когда все конкуренты разорились, цены подняли. Так что это палка о двух концах. Городу нужно противостоять монополизации торговли. Пусть у нас будет один-два Metro, но, если их будет 20, это будет плохо. Нужно, чтобы у нас была здоровая конкуренция".<BR><BR>Андрей Никитин:<BR>"Я бы добавил к основным проблемам общение с энергоснабжающими организациями-монополистами. Согласования с ними проходят крайне медленно и тяжело.<BR>Например, пятно под строительство нашего комплекса отвели прямо над наклонным входом в метро "Ладожская", что затруднило и создание свайного поля, и прокладку сетей. Когда же проект был уже готов, было принято решение о строительстве Ладожского вокзала, и нам пришлось часть своих коммуникаций увязывать с сетями вокзала".<BR><BR>Александр Шарапов:<BR>"Потенциальный резерв рынка -- это, безусловно, промышленные объекты. Вопросы, связанные с промышленными предприятими, город должен сегодня активно прорабатывать и решать.<BR>По моим ощущениям, сейчас ТЦ в первую очередь развиваются за счет собственной локации и ориентированы на население с доходами в среднем $150. Очевидно, что форматы торговли в ближайшее годы сильно изменятся".<BR><BR>Игорь Галицин:<BR>"Говоря о форматах, замечу, что мы возводим именно торгово-гостиничный комплекс. Комитет по внешним связям меня прессовал по полной программе, говоря, что такого не существует нигде в мире. Якобы один только финский Sokos построил гостиницу вместе с ТЦ, и подражать ему не стоит.<BR>Мы доказывали-доказывали обратное, но так, по-моему, ничего и не доказали. Вернувшись из США, я убедился в том, что мы были абсолютно правы. Потому что там уже давно именно так и принято строить. В том же Лас-Вегасе практически при каждом отеле есть торговый комплекс.<BR>При этом в американских торговых центрах "якорные" арендаторы хотя и занимают крупные площади, но не являются самыми главными в ТЦ. Они привлекают покупателей, но те делают основные покупки все равно в небольших магазинах. То есть доля продаж мелких магазинчиков больше".<BR><BR>Юрий Борисов:<BR>"Очень часто финансовые вопросы вступают в противоречие с концепцией ТЦ, выстроенной по принципу наилучшего и наиболее эффективного использования. С одной стороны, нужно строить определенный экономический размер. С другой стороны, своих денег не хватает. Найти их сложно.<BR>Например, при дальнейшем планировании своего комплекса на Сенной площади мы стали более внимательно смотреть функциональное зонирование. Стало ясно, что строить торговые площади выше второго уровня не имеет смысла. Хотя цена земли в центре города столь высока, что позволить себе не строить максимально высоко тоже неправильно. Мы из этой проблемы вышли, решив устроить на третьем этаже мощный центр притяжения. Здесь будет самый крупный боулинг в Петербурге на 34 дорожки".<BR><BR>Игорь Макаров:<BR>"Действительно, огромная проблема привлечь арендаторов и покупателей на второй этаж. Приходится идти на инженерные и других ухищрения, которые удорожают стоимость проекта на 30%. Поэтому мы решили, что в двух первых наших гипермаркетах мы будем делать по одному этажу, а если найдем что-то достойное, то на Приморском проспекте у нас будет уже большое двухэтажное здание площадью 25 тыс. м2".<BR><BR>Николай Максимов:<BR>"У западных торговых операторов большой интерес к Петербургу и желание начать здесь бизнес. Но есть два сдерживающих фактора. Во-первых, для того чтобы оправдать затраты по открытию здесь серьезного розничного бизнеса, крупным торговым операторам нужно минимум семь-восемь точек. Несмотря на большое количество инвестпроектов в сфере торговли, реализуемых в городе, такого числа проектов, которые отвечали бы примерно одному уровню, нет. Во-вторых, начиная свой бизнес здесь, эти операторы не готовы вкладывать крупные инвестиции в открытие магазинов. Они хотели бы для начала попробовать, как пойдет торговля в течение ближайших 5-7 лет.<BR>С этой точки зрения очень интересен опыт развития ТЦ в Восточной Германии. В условиях дефицита торговых площадей там получили большое развитие временные торговые сооружения, которые можно достаточно легко демонтировать. Такие проекты имеют ряд преимуществ".<BR><BR>Михаил Губкин:<BR>"Очень интересной считаю идею создания местной ассоциации торговых центров. В Америке действует огромное количество профессиональных сообществ. И американцы очень убедительно доказывают, зачем они нужны. Ассоциации -- это информированность. Нам незачем делать друг от друга тайны".<BR>