Петербургские такси ждали хороших дорог

Хмурым августовским утром на Марсовом поле выстроился в шеренгу с десяток автомобилей. Воздух над полем заполнился непривычным запахом выхлопных газов, собравшиеся зеваки с интересом разглядывали машины.

<BR><BR>Хмурым августовским утром на Марсовом поле выстроился в шеренгу с десяток автомобилей. Воздух над полем заполнился непривычным запахом выхлопных газов, собравшиеся зеваки с интересом разглядывали машины.<BR>Так в 1899 году в российской столице начались массовые испытания автомобилей. Как писал журнал "Циклист", описывая происходившие события, испытания проводились "с целью определения возможности и целесообразности использования их для перевозки пассажиров".<BR>"Возможность и целесообразность" была доказана по всем пунктам, однако прошло целых 7 лет, прежде чем городская управа разрешила петербуржцам зарабатывать извозом на автомобилях.<BR><BR>Эх, дороги...<BR>Подобная "поспешность" -- не новость в российской действительности. Считается, что официальный день рождения российского автомобильного транспорта случился почти за 3 года до описываемых событий. Наступил он 11 сентября 1896 года, когда Министерство путей сообщения издало Постановление "О порядке и условиях перевозки грузов и пассажиров по шоссе... в самодвижущихся экипажах".<BR>Однако, несмотря на вполне официальное высокое разрешение, настоящего рождения тогда не получилось. И до, и после энтузиастам российского автомобильного движения приходилось то мостовую укладывать, то заводы строить.<BR>Кстати, именно мостовые были одним из самых главных препятствий на пути автомобиля в массы. Петербургские дороги с самого начала построения города отличались ужасным состоянием. Газеты то и дело сообщали, как на дорожных ухабах ломаются экипажи, а также ноги лошадей.<BR>Городские власти рассматривали много проектов по улучшению качества дорог, в некоторых из них сумели поучаствовать и первые приверженцы самоходного транспорта. Так, Василий Гурьев, петербургский изобретатель, предприниматель и любитель передвижения на различных механизмах, в 1832 году предложил новое устройство мостовой, по которому доски клались торцом. По его проекту было переделано дорожное покрытие от Зимнего дворца по Невскому проспекту, по Садовой и Большой Морской улицам.<BR><B>Такса по соглашению</B><BR>Как бы то ни было, по дорожным ухабам да через чиновничьи препоны россияне доползли и до автомобильной тяги. В 1904 году в Петербурге уже насчитывалось около 600 автомобилей различных марок. О такси еще никто не помышлял, да и слова такого не было. Самые предприимчивые, поняв, что перед владельцем автомобиля в будущем открываются блестящие возможности по заработку, занимались извозом самостоятельно. На стекло новеньких "олдсмобилей" и "фордов" бывшие "ваньки" вывешивали таблички "Извозчик. Такса по соглашению".<BR>Пока народ занимался извозом самостоятельно, городские чиновники, как водится, размышляли, насколько это позволительно. И вот в августе 1906 года городская управа столицы наконец выпускает постановление, в котором разрешает автоизвоз пассажиров, а также устанавливает нормы оплаты. Извозчики, пересевшие на автомобили, были счастливы; теперь они в открытую именуют свои экипажи такси. В 1906 году в городе их насчитывалось 150 штук. За посадку в такси брали 30 копеек, за каждую показанную таксометром версту полагалось платить 10 копеек.<BR>