Миноритарии захватили СЗП

В субботу, 24 августа, в результате неожиданного вмешательства государства холдинг "Новые программы и концепции" (НПК) потерял свое доминирующее влияние в совете директоров ОАО "Северо-Западное пароходство" (СЗП), а новым генеральным директором пароходств

<BR><BR>В субботу, 24 августа, в результате неожиданного вмешательства государства холдинг "Новые программы и концепции" (НПК) потерял свое доминирующее влияние в совете директоров ОАО "Северо-Западное пароходство" (СЗП), а новым генеральным директором пароходства стал председатель совета директоров ЗАО "Соти" Андрей Гуськов.<BR>До этого Андрей Гуськов 2 года проработал заместителем генерального директора СЗП, придя туда с командой управленцев "Соти" в начале 2000 года, когда у пароходства появился новый собственник -- ООО "Новые программы и концепции". ООО "НПК", контролирующее 54,86% акций пароходства, по итогам внеочередного собрания акционеров СЗП из 9 мест в совете директоров сохранило только четыре. Причиной этого стало то, что в голосовании принял участие государственный пакет акций (25,5%), несколько лет пролежавший в залоге у АКБ "МФК" и не имевший права голоса.<BR>Важную роль сыграло и то, что вмешательство государства было неожиданным, вследствие чего НПК недостаточно согласованно распределило голоса между своими кандидатами. При этом, как утверждают представители государства, вынужденного вмешаться в процесс управления пароходством, вскоре состоится еще одно внеочередное собрание, так как в этот раз кандидаты от РФФИ вообще не были внесены в список и государство на выборах поддержало миноритариев.<BR><BR><B>Финт РФФИ</B><BR>Внеочередное собрание созвал основной акционер -- холдинг "НПК". Предполагалось, что произойдет техническая замена, связанная с тем, что два члена совета директоров, избранного на годовом собрании, Андрей Гуськов и Юрий Воробьев, сменили место работы. Однако миноритарные акционеры и государство подготовились к этому собранию достаточно серьезно и оперативно. По данным "ДП", еще 1,5 месяца назад государственный пакет акций находился в залоге у АКБ "МФК". О том, что вопрос с залогом решен, не было известно до самого дня собрания. Кроме того, представители "Соти" проводили "разъяснительную" работу с миноритарными акционерами -- работниками пароходства. Сами компании, входящие в группу "Соти", владели на момент закрытия реестра около 6% акций. К процессу был привлечен известный своей деятельностью по защите прав акционеров Дмитрий Васильев. Однако даже объединив свои голоса и с помощью привлеченных миноритарных акционеров-физлиц, РФФИ и "Соти" вряд ли рассчитывали получить такое преимущество. Им помог эффект неожиданности. На начало собрания счетная комиссия, функции которой исполнял реестродержатель общества -- ЗАО "НРК", зарегистрировала только 63,3% голосующих акций. С таким количеством участников собрание и приняло решение о прекращении полномочий действующего состава совета директоров пароходства. Затем участникам было предложено избрать новый совет директоров в составе 9 человек из 14 кандидатов, что нетипично для СЗП: последние несколько лет число кандидатов равнялась численному составу совета и все они представляли холдинг НПК. Тогда среди акционеров уже появилась информация о том, что госпакет все же будет голосовать. Несмотря на это представители "Соти" около часа вели сложные подсчеты, распределяя голоса. Математика увенчалась даже большим успехом, чем можно было ожидать: несмотря на то что НПК принадлежит контрольный пакет, большинство в совете директоров получили кандидаты со стороны (см. таблицу).<BR><BR><B>Не последний совет</B><BR>Как сообщил "ДП" Василий Шупыро, ректор Университета комплексных систем, представляющий на этом собрании интересы государства, в ближайшее время будет созвано внеочередное собрание акционеров ОАО "Северо-Западное пароходство", на котором будет избран новый совет директоров. Пока государство приняло решение поддержать группу миноритарных акционеров, объединенную вокруг "Соти", в связи с тем что к этому собранию зарегистрировать своих кандидатов РФФИ просто не успел. Однако, по словам Василия Шупыро, время созыва нового собрания зависит только от процедурных вопросов, в новый совет директоров обязательно должны будут войти представители Министерства речного транспорта, возможно -- местной администрации.<BR><BR><B>Споткнулись на пассажирах</B><BR>По словам Василия Шупыро, одной из основных причин, побудивших государство оперативно решить вопросы с залогом госпакета, были активизировавшиеся в последнее время слухи о планах продажи пароходством своего пассажирского бизнеса (ОАО "Пассажирский порт" и "Русские круизы"). "Позиция в этом вопросе однозначна, -- сказал Василий Шупыро, -- государство против продажи".<BR>До того, как прошли выборы в новый совет и стало известно о смене власти в пароходстве, представитель НПК Сергей Бункин подтверждал существование планов по реорганизации пассажирского направления бизнеса пароходства путем полной или частичной продажи либо привлечения какого-либо партнера к совместному управлению. Михаил Лобин отметил, что процесс начался еще 4 года назад, когда были проданы четыре наиболее новых судна. По его словам, большая часть оставшихся судов имеют срок эксплуатации более 25 лет и в любом случае требуют замены.<BR><BR><B>У НПК второй облом за год</B><BR>Неожиданная потеря компанией НПК управления одним из своих основных активов -- уже вторая крупная неприятность холдинга за этот год. Не так давно Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск Министерства финансов РФ к ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" о взыскании в федеральный бюджет 19,134 млрд рублей в качестве компенсации за недостроенные эсминцы, переданные заводу.<BR>Сейчас "Северная верфь" строит пять сухогрузов для СЗП, всего планируется создание 28 таких судов. Борис Кузык, глава НПК, рассчитывает создать вертикально интегрированную компанию, где строительство судов и перевозки органично дополняли бы друг друга.<BR>Однако создается впечатление, что государство "разлюбило" перспективный холдинг.<BR>Впрочем, не все так мрачно: благодаря вмешательству Михаила Касьянова в этом году "Северной верфи" достался заказ на строительство двух эсминцев для Китая стоимостью около $1,4 млрд. При этом по итогам тендера, проведенного под патронажем Ильи Клебанова, заказ должно было получить другое предприятие.<BR><B>Справка</B><BR>ЗАО "Соти" создано 6 лет назад, Андрей Гуськов до 2000 года являлся бессменным генеральным директором компании. Изначально компания занималась антикризисным управлением, дилерскими и трастовыми операциями с акциями и активами предприятий.<BR><BR><B>Новый состав совета директоров ОАО</B><BR>"Северо-Западное пароходство"<BR>u Сергей Бункин,<BR><B>ООО "Новые программы и концепции", директор программы</B><BR>u Андрей Дутов,<BR><B>ООО "Новые программы и концепции", 1-й заместитель генерального директора</B><BR>u Михаил Лобин,<BR>экс-генеральный директор ОАО "СЗП"<BR>u Андрей Нуриджанян,<BR><B>ООО "Новые программы и концепции", заместитель руководителя программы</B><BR>u Дмитрий Васильев,<BR><B>Институт корпоративного права и управления, директор</B><BR>u Андрей Гуськов,<BR><B>ЗАО "СОТИ", председатель совета директоров</B><BR>u Армен Торосян,<BR>петербургское отделение ГП "Российская финансовая корпорация"<BR>u Валерий Хон,<BR><B>Российский промышленно-инвестиционный фонд, эксперт</B><BR>u Василий Шупыро,<BR><B>Университет комплексных систем, ректор</B>