В поместье Лариных сделали евроремонт

Впечатление от русской классики изрядно искажено советской традицией исполнения. Даже на лучших сценах страны оперы превращены в концерты песни и пляски на фоне старомодно роскошных декораций. Меломаны посещают оперу, чтобы послушать любимых солистов, о в

<BR><BR>Впечатление от русской классики изрядно искажено советской традицией исполнения. Даже на лучших сценах страны оперы превращены в концерты песни и пляски на фоне старомодно роскошных декораций. Меломаны посещают оперу, чтобы послушать любимых солистов, о восприятии произведения в целом и речи нет. Сюжеты опер и балетов столь условны, что во многом приходится верить либретто буквально на слово. Особенно если партию молодой героини исполняет дама бальзаковского возраста, а герой не вышел ростом или голосом.<BR>Мариинская сцена вроде бы давно преодолела этот провинциальный недостаток. В труппе достаточно молодых голосов и привлекательных певиц. Однако, отправляясь в очередной раз на "Онегина", все же опасаешься, не будет ли Ольга в лучших традициях отечественной сцены петь басом: "Меня ребенком все зовут..." Опасения удваиваются, если узнаешь, что ставит оперу приглашенная из-за границы бригада. Мы очень трепетно относимся к своему музыкальному богатству: сразу становимся ярыми патриотами, если узнаем, что кто-то приедет учить нас ставить русскую оперу.<BR><BR>"Онегин,<BR>добрый мой приятель"<BR>Последнюю премьеру Мариинского театра готовили французы. Режиссеры Моше Ляйзер и Патрис Корье и художник Кристиан Фенуйа сделали в усадьбе Лариных, где разворачивается основное действие, настоящий евроремонт. Обычно дом помещицы выглядит монументальным строением с высоким крыльцом, просторной верандой, балконом. Французская бригада обшила ветхие стены однотонными панелями, лишив дом архитектурных излишеств. Светелка Татьяны лишилась окна, зато героиня обрела удобную постель, на которой так славно предаваться девичьим грезам.<BR>Признаться, здесь я впервые задумалась о преимуществах евроремонта: чисто, функционально, нейтральные панели прекрасно отражают свет (люмьер-дизайнер Кристоф Форэ). Пока Татьяна пишет письмо, наступает утро, и солнечные лучи окрашивают стены в цвета зари... На фоне гладких панелей стильно выглядит и старинная мебель, которая не загромождает пространство, а мизансценирует действие, выгораживает уголки для дуэтов. Элементы интерьера пушкинской поры используются как "реплики" -- они намекают на эрудицию постановщиков. Им известно и то, как выглядели русские усадьбы в XIX веке, и то, в каких декорациях принято ставить русские оперы.<BR>Гости сознательно идут вразрез с традицией. Им важно не буквальное соответствие исторической правде, а -- прямо-таки по Пушкину -- "правда чувствований". И более всего их занимают взаимоотношения персонажей. Действительно, часто ли вы видели Онегина, в которого можно влюбиться с первого взгляда? Я могу припомнить разве что фильм-оперу, где за Онегина пел Евгений Кибкало (Большой театр), а играл драматический актер, красавец Вадим Медведев. В спектаклях же, как правило, внимание сосредотачивалось на ком угодно (главным образом на Ленском, партию которого исполнял первый тенор труппы), только не на герое, чьим именем названа опера.<BR>Французские режиссеры вернули Онегину его законное первое место. Его драма в центре действия. Он -- изгой в этом обществе. Оттого не задался роман с Татьяной (Ирина Матаева), которая тоже "казалась девочкой чужой". Оттого дело дошло до дуэли и убийства друга... Молодой солист Мариинки Владимир Мороз прекрасно проводит вокальную партию, но и образ выстраивает точно. Пленник собственного имиджа, Евгений "не создан для блаженства", оттого и терпит фиаско в финале.<BR>Рядом с ним Ленский проигрывает. Во всяком случае, в глазах юной дурочки Ольги. Ей весело танцевать на деревенском балу с самым красивым и загадочным соседом. А признания друга детства, неуклюжего, восторженного очкарика уже наскучили. Евгений Акимов делает своего героя похожим на Дельвига. Он слишком пылок и простодушен, чтобы надеяться на счастье. Таких девушки предпочитают водить за нос.<BR>Герои молоды и неопытны. Влюбляясь, ревнуя и кокетничая, они не чувствуют, сколь хрупка жизнь. Беззаботная атмосфера резко обрывается в сцене дуэли. Вместо привычного зимнего пейзажа -- пустое пространство. Лишь горстка опавших листьев напоминает о лете. Перед Ленским открывается зияющая пропасть, на краю которой он и поет знаменитое: "Куда вы удалились?.."<BR><BR><B>Простим отсутствие берета</B><BR>Эту оперу слушаешь и смотришь словно впервые. Словно не знаешь наизусть главы из романа Пушкина, словно не слышал (в театре, в записи, по радио) тысячу раз эти арии, дуэты и квартеты. Дирижер Валерий Гергиев, похоже, тоже увлекся идеей "евроремонта" сочинения Петра Ильича Чайковского. Знакомая партитура звучит как вчера написанная. Увертюрам возвращена их исконная миссия: музыканты не "играют на танцах", оркестровые фрагменты самостоятельны. Блистательной находкой представляется вычеркнутый из либретто петербургский бал. Действие здесь уже сосредоточено на треугольнике Гремин -- Онегин -- Татьяна и нет времени для развлекательных картин. Полонез отдан оркестру, и в нем переплетаются музыкальные темы героев. Они стремительно развиваются. Но не в аристократических залах Петербурга, а на пороге дворца, в час разъезда гостей.<BR>Здесь Онегин находит в Гремине счастливого соперника и еще до объяснения с Татьяной узнает приговор. Здесь решаются судьбы, поэтому не до мелочей. Публика, конечно, ахает на фразе: "Кто там в малиновом берете?.." Потому что генеральша Гремина является в белоснежной шубе и белой меховой шапке (с малиновым, правда, верхом). Однако публика не успевает обидеться на художника по костюмам Агостино Кавалька. Действие летит вперед, и у зрителей еще теплится надежда: а вдруг Онегин все-таки уведет Татьяну у законного супруга?<BR>В этом, собственно, и состоит преимущество этой постановки перед прочими. Мы смотрим спектакль, словно не знаем, чем дело кончится. Как хороший детектив. Конечно, жалко, что Ленского убили, а Онегин с Татьяной так и не поженились. Но сколько дивной музыки подарили нам вместо благополучного финала! А то, что времена года перепутали, так это неудивительно: с климатом нынче творится нечто невообразимое.