Спальным районам снится богатый ассортимент

В понедельник, 26 августа, правительство Петербурга рассмотрит Адресную программу размещения объектов потребительского рынка до 2004 года.

<BR><BR>В понедельник, 26 августа, правительство Петербурга рассмотрит Адресную программу размещения объектов потребительского рынка до 2004 года.<BR>Программа, разработанная Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли совместно с Комитетом по градостроительству и архитектуре и Комитетом по строительству, призвана преодолеть стихийность развития торговой сети.<BR><BR><B>Центр и периферия</B><BR>90-е годы ознаменовались бурным развитием торговли в Петербурге -- в период с 1991 по 2002 год в городе появилось 5902 предприятия, и на 1 января 2002 года уровень обеспеченности населения торговыми площадями на 1 тысячу жителей составил 291,0 м2 и увеличился на 148,6 м2 по сравнению с 1991 годом.<BR>Если в центральных районах города (Адмиралтейском, Петроградском) этот показатель превышает среднегородской, то в периферийных районах (Приморский, Кировский и Невский) он значительно ниже. Также к числу проблем сферы торговли и услуг можно отнести преобладание товаров одной специализации над товарами других групп.<BR>Так, сейчас в городе более 10 тысяч объектов торгуют алкогольной продукцией, 400 магазинов -- стройматериалами, но чрезвычайно мало предприятий, торгующих элементарными галантерейными товарами. Перекосов со специализацией товаров поможет избежать создание цепных торговых организаций, кооперативных объединений торговых структур и добровольных оптово-розничных сетей с широким ассортиментом. Также упор в программе делается на создание системы так называемых "удобных магазинов", расположенных в радиусе пешеходной доступности, развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки и выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров.<BR><BR><B>Оптовики и общепит</B><BR>По мнению разработчиков программы, необходимо создать условия, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка. Прежде всего обновить нормативную базу, утвержденную еще в 1981 году. Также нужно четко разграничить функции различных субъектов оптовой и розничной торговли. Программа выделяет два типа оптовых предприятий: крупные оптовые структуры общенационального масштаба, главной целью которых должна стать защита и поддержка отечественных товаропроизводителей, и оптовые предприятия регионального масштаба, которые должны обеспечивать товарами региональный товарный рынок. Особое внимание в программе уделяется развитию сети общественного питания в зонах комплексного торгового и гостиничного обслуживания, а также вдоль автомагистралей и на заправочных станциях.<BR><BR><B>Неблагоприятный климат</B><BR>У руководителей торговых предприятий новая программа большого энтузиазма не вызывает. "Во-первых, я не согласна с тем, что в центральных районах переизбыток магазинов: там их как раз нужное количество, ведь кто-то уходит, кто-то приходит. А вот в спальных районах их действительно не хватает. Но это понятно, так как там мало рабочих мест и, соответственно, ниже покупательная способность населения. Идея создания "удобных магазинов" вполне осуществима, но только вряд ли там будет большой ассортимент", -- уверена директор по маркетингу сети магазинов "Пактор" Наталья Передельская.<BR>По ее словам, проблему с перекосами в специализации нельзя решить путем объединения магазинов в сети. "В настоящее время предпринимателям невыгодно торговать галантереей и детской одеждой из-за низкой торговой надбавки на эти товары, и эта ситуация не изменится после объединения магазинов в сеть. На мой взгляд, эта проблема не будет решена, пока в городе не улучшится экономический климат", -- считает Наталья Передельская.<BR>Евгений Гуревич, вице-президент ЗАО "Адамант", полагает: для того чтобы привлекать предпринимателей в спальные районы, нужно действовать не административными, а экономическими методами. Так, например, КУГИ мог бы снижать арендную плату магазинам с более широким ассортиментом.<BR>Пока же предприниматели, несмотря ни на что, будут торговать тем, чем выгодно торговать. На его взгляд, разработчики программы должны были бы скорее сделать упор не на создание маленьких "удобных магазинов", которые быстро отмирают, а на создание больших торговых центров. Он согласен с тем, что законодательная база в этой сфере безнадежно устарела.