Жалюзи затмили белый свет из-за ревности

Ровно 161 год назад такой простой предмет, как жалюзи, получил путевку в жизнь. В анналах истории записано, что 21 августа 1841 года некий американец Джон Хэмптон запатентовал наконец этот вид "оконных ставен".

<BR><BR>Ровно 161 год назад такой простой предмет, как жалюзи, получил путевку в жизнь. В анналах истории записано, что 21 августа 1841 года некий американец Джон Хэмптон запатентовал наконец этот вид "оконных ставен".<BR>Надо отметить, что слово "наконец" здесь совсем не лишнее. Мистер Хэмптон был чрезвычайно предприимчивым субъектом, он получил патент на то, что было известно задолго до рождения его самого. По всей вероятности, американец заработал немало долларов на торговле жалюзями и умер счастливый и довольный тем, что его никто не попросил доказать, что он самый первый. А первым он не был -- это точно. Примерно за 100 лет до описываемых событий журнал Pennsylvania Journal and Weekly Advertiser вовсю публиковал рекламу деревянных жалюзей Джона Вебстера.<BR>Прообразом жалюзей, скорее всего, были ставни, которые на протяжении многих сотен лет защищали население земли от холода и ветра в непогоду и от палящего солнца в условиях жаркого климата.<BR>Традиционные ставни, популярные еще во времена английского короля Георга I (Гвельфа), представляли собой деревянные панели. Также были распространены решетки -- несколько горизонтальных планок, расположенных под углом 45 градусов. Помимо ставень люди в дожалюзную эпоху часто вешали на окна порезанные на полоски тканные полотна, что давало неплохой светорассеивающий эффект. И те и другие приспособления стали прототипом современных жалюзей.<BR><BR><B>Детище ревности</B><BR>До момента патентования жалюзи существовали несколько сотен лет и имели вполне волнующую историю происхождения. Стоит только сказать, что на французском слово la jalousie означает "ревность". Существует две версии происхождения этого вида штор, и обе связаны с ревностью напрямую. Правда, надо сразу оговориться, что само слово "жалюзи" по-французски звучит несколько иначе, а именно -- la persienne. <BR>Итак, по представлению некоторых историков, жалюзи пришли к нам с Востока, где мужчины известны особенной строгостью к своим возлюбленным. Легенда гласит, что один самый ярый "блюститель порядков" обыкновенно запирал свою жену дома и выпускал ее только в церковь. Однако назойливые взгляды прохожих все равно доставали красавицу, люди останавливались у окон дома строгого мужа и любовались его женой. Такая назойливость совершенно вывела мужчину из себя, и он приказал жене не раскрывать шторы ни днем, ни ночью. Однако известно, что темнота -- друг только молодежи, а почтенному мужу жить в ней постоянно не с руки. И он изобрел особую конструкцию занавесей, повесив на окна тонкие деревянные палочки. Свет в комнаты проходил, а вот увидеть его жену через окно стало невозможно.<BR>По другим источникам, причиной появления жалюзи стала ревность французов, которым не нравилось, что их куртизанки бросают на прохожих манящие и соблазняющие взгляды. Окна в комнатах стали закрываться не шторами и гардинами, а отдельными рейками, создававшими иллюзию цельного полотна. К тому же романтическое нововведение позволяло в любой момент аккуратно приподнять одну из реек и заняться незаметным наблюдением. Впоследствии этим изобретением женщины успешно пользовались: в рассеянном приглушенном свете, создаваемом жалюзями, лица красавиц бальзаковского возраста, не имеющих современного арсенала косметических средств, выглядели моложе и свежее. Так уже несколько веков назад жалюзи стали непременным атрибутом будуаров знатных дам в Италии и Франции. Постепенно они распространились и в другие страны.<BR><BR><B>Жалюзи в Петербурге</B><BR>По данным исследовательской компании "Той-Опинион", в течение года жалюзи покупают 3% взрослого населения Петербурга. А это, между прочим, более 100 тысяч человек.<BR>Этот рынок в Петербурге достаточно насыщен. Хотя в городе работает не больше четырех крупных фирм по производству и продаже жалюзей, их "поддерживает" большое количество маленьких. "Малышей" действительно много -- больше 100. Говорят, такое количество игроков обусловлено тем, что производство незамысловатых штор с иностранным названием -- достаточно дешевый процесс. Подержанный станок можно купить за $200-300.<BR>"Я не могу ответить на вопрос, сколько игроков на рынке, -- размышляет коммерческий директор ООО "Рона" Александр Красиков. -- У фирм-монстров есть множество дилерских компаний. У нас их около 50, а у компании "Уют", говорят, и все 200. А сейчас вообще на петербургский рынок жалюзей начинают лезть финны".<BR>Кроме того, все отмечают, что жалюзи с каждым годом становятся все более популярны, не потому что ревность замучила или солнце стало светить ярче, а просто потому, что у народа появились деньги.<BR>По словам менеджера по рекламе компании "Ди-Макс" Светланы Немиро, "пропал эффект "отложенного потребления", который возникает при недостатке средств", кроме того, появилась тенденция к исчезновению сезонных колебаний спроса.<BR>Однако это только тенденция. Жалюзи -- "светолюбивый" предмет: чем больше солнца, тем выше продажи.<BR>Снижение спроса, как водится, наблюдается в январе-феврале, когда солнце толком и не греет и не светит. Зато в марте народ начинает щуриться от солнца и, соответственно, бежит за жалюзями. Летом все уезжают на дачу, на курорты и про шторы опять забывают. До сентября -- декабря, когда, несмотря на наступающие медленно, но верно холода, люди все еще надеются, что им придется прятаться от дневного светила.<BR><BR>