00:0021 августа 200200:00
7просмотров
00:0021 августа 2002
Прошло 1,5 месяца с тех пор, как вступили в силу новые Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита.
<BR><BR>Прошло 1,5 месяца с тех пор, как вступили в силу новые Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита.<BR>Однако ни аудиторы, ни общественные организации, ни само Минимущество, при активном участии которого происходила их подготовка, комментировать новые изменения не стремятся. Оно и понятно: прошло очень мало времени, чтобы можно было проверить все на практике. Однако уже сейчас можно говорить о некоторых юридических нестыковках. Одна из них связана с составом конкурсной комиссии.<BR>Юрист Института проблем предпринимательства Алексей Жук комментирует новые Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25% (Постановление РФ №409).<BR>"Согласно новым правилам, конкурсная комиссия по отбору аудиторской организации состоит из представителей исполнительного органа общества и представителей федеральных органов исполнительной власти, являющихся фактически представителями государства как акционера общества. При этом остальным акционерам не предоставлено право участия в конкурсной комиссии. Таким образом, государство ставит себя в привилегированное положение по сравнению с остальными акционерами.<BR>Кроме того, в настоящей редакции правила противоречат федеральному Закону "Об акционерных обществах", что сильно ограничивает сферу их применения.<BR>Согласно федеральному Закону, утверждение аудитора относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров общества. При этом порядок предложения кандидатуры аудитора акционерного общества законом не установлен. Согласно же правилам, по результатам конкурса отбирается победитель, сделавший наилучшие технические и финансовые предложения. Таким образом, с учетом требований правил перед общим собранием акционеров фактически ставится вопрос о формальном утверждении аудиторской организации, при выборе которой участвовал только один акционер -- государство. В то же время в ст. 49 Закона "Об акционерных обществах" говорится о том, что решение общего собрания акционеров по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов акционеров. В этой ситуации возможен вариант, когда общее собрание не утвердит в качестве аудитора выбранную конкурсной комиссией организацию. Порядок же выбора аудиторской организации в этом случае правилами не регламентируется.<BR>Однако, даже если общее собрание акционеров утверждает предложенного ему аудитора, возникает вопрос об оплате его услуг. С одной стороны, приемлемые для себя условия оплаты аудитор уже предложил при участии в конкурсе, и конкурсная комиссия их одобрила. С другой, согласно Закону "Об акционерных обществах", определение размера оплаты услуг аудитора относится к компетенции совета директоров общества. Но, поскольку совет директоров не является исполнительным органом общества, его члены не могут входить в состав конкурсной комиссии по отбору аудитора, т.е. хотя бы косвенно принимать участие в определении размера оплаты".<BR>