Россия летит к международным нормам

Российская Федерация последовательно адаптирует систему управления авиационными перевозками к международным стандартам.

<BR><BR>Российская Федерация последовательно адаптирует систему управления авиационными перевозками к международным стандартам.<BR>Одним из первых шагов станет подготовка 499 специалистов по безопасности полетов при участии ИКАО -- Международной организации гражданской авиации.<BR><BR><B>Факт</B><BR>В конце прошлой недели первый заместитель министра транспорта РФ Александр Нерадько и генеральный секретарь ИКАО Коста Перейра подписали соглашение об организации в России центра по подготовке инспекторов по безопасности полетов. Стоимость обучения специалистов составит $2,3 млн. Финансирование возьмут на себя Государственная служба гражданской авиации и ИКАО на паритетной основе.<BR>"Подготовка начнется не потому, что мы не умеем организовать полеты, а потому, что количество специалистов в области безопасности в России не соответствует международным нормам, -- сообщил Александр Нерадько. -- В целом в системе организации воздушного движения в настоящее время работает около 2,5 тысячи человек, а должно быть больше".<BR>По словам Александра Нерадько, СССР и Россия в вопросах безопасности авиаполетов во многом опережали западные страны. Например, конструкция дверей кабины пилотов в отечественных самолетах изначально была такой, что обеспечивала изоляцию от пассажирского салона. Это подтвердил и генеральный секретарь ИКАО, подписавший соглашение. "Русский конструкторский гений не раз демонстрировал миру потрясающие решения, на которых могли учиться все. И сегодня мы прекрасно понимаем, что вы опять на подъеме", -- говорит Коста Перейра.<BR><BR>"...А мы крепчаем!"<BR>Александр Нерадько подчеркнул, что рынок авиаперевозок в России развивается вопреки мировому кризису.<BR>Если с обновлением технического парка главные надежды возлагаются на развитие лизинга, то институциональные перемены Минтранс надеется обеспечить, приближая российское законодательство к мировому. Дело облегчается тем, что воздушные перевозки традиционно ориентировались на международные стандарты. В 1996 году Российская Федерация добилась признания гармонизации Воздушного кодекса РФ с требованиями ИКАО. Дальнейшая задача, по мнению Минтранса, -- ратификация Россией Монреальской конвенции 1999 года об унификации правил воздушных перевозок. Эта конвенция устанавливает неограниченную ответственность перевозчиков перед их клиентами (до сих пор ответственность российских авиаперевозчиков регулировал Гаагский протокол 1955 года, согласно которому максимальный предел страховых выплат составлял $20 тысяч).<BR>Кроме того, Минтранс инициирует присоединение России к Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении прав на подвижное оборудование 2001 года. Согласно этому документу, вводится международный механизм регистрации прав на воздушные суда и другое авиационное оборудование. Скорее всего, Россия присоединится к Кейптаунской конвенции в течение 2-3 лет, что, по мнению Александра Нерадько, позволит отечественным авиакомпаниям приобретать авиатехнику в лизинг. До сих пор это было практически невозможно, поскольку по российскому законодательству самолеты относятся к недвижимому (!) имуществу. Проект федерального закона, устанавливающий национальную систему регистрации, гармонизирующий ее с системой ИКАО, разработан Минтрансом и будет внесен в Госдуму осенью.<BR><BR><B>Задачка на осень</B><BR>Минтранс намерен внести в Воздушный кодекс РФ изменения, регламентирующие обязательность страхования на воздушном транспорте (сейчас оно добровольное), порядок выплаты страхового возмещения и размеры страховых взносов. Кроме того, на осенней сессии Госдумы будет рассматриваться проект Закона "Об основах технического регулирования в РФ". Законопроект разработан Минэкономразвития и Госстандартом РФ.<BR>Минтранс, в целом поддерживающий принятие законопроекта, резко протестует как против чисто концептуальных понятий (замены слова "процессы (методы) производства, утилизации, эсплуатации" словом "технологии"), так и против конкретных нововведений (изъятие у федерального органа исполнительной власти права сертификации авиационных предприятий). Последнее, по мнению руководства Минтранса, будет трактовано зарубежными авиаадминистрациями как отход от требований ИКАО в части организации системы безопасности полетов.<BR>"Мы будем настаивать на том, чтобы в ст. 4 закона было внесено положение о главенстве международных принципов организации безопасности воздушных полетов", -- считает Александр Нерадько.