Производители мяса взбунтовались

Северо-Западная ассоциация производителей и торговцев мясопродуктами обвинила Министерство сельского хозяйства РФ в нарушении антимонопольного законодательства, а Департамент ветеринарии -- в злоупотреблении должностными полномочиями и ограничении доступа

<BR><BR>Северо-Западная ассоциация производителей и торговцев мясопродуктами обвинила Министерство сельского хозяйства РФ в нарушении антимонопольного законодательства, а Департамент ветеринарии -- в злоупотреблении должностными полномочиями и ограничении доступа на рынок.<BR>На этой неделе ассоциация ожидает ответа на свои заявления, направленные в адрес Генерального прокурора и МАП РФ.<BR>Как сообщил "ДП" Александр Спиридонов, президент некоммерческого партнерства "Северо-Западная ассоциация производителей, торговцев и потребителей мяса и мясопродуктов", заявления, направленные ассоциацией в адрес этих ведомств в конце июля, основаны на конкретных фактах и подкреплены копиями документов, свидетельствующих о незаконных действиях российских ветеринарных служб, ущемляющих права как предпринимателей, так и потребителей мясной продукции.<BR><BR><B>Немножко отравиться можно</B><BR>Одним из блоков нарушений, с которыми намерена бороться ассоциация, является практика выдачи Департаментом по ветеринарии некоторым компаниям эксклюзивных разрешений на ввоз мяса из стран, в отношении которых самим же департаментом и введен запрет на импорт. Запрет, как правило, вводится по причине подозрения мясной продукции на заражение ящуром, бешенством и пр. За качество потребляемого нами мяса, конечно, необходимо бороться, но, как считает Александр Спиридонов, если запрет на импорт оправдан и вводится с целью защиты населения, то никаких исключений быть не может. Иначе закономерно возникает вопрос: не являются ли запретительные меры средством манипуляции?<BR><B>В качестве примера в своем заявлении на имя Генерального прокурора ассоциация приводит следующие данные: согласно статистике таможенных органов, в период действия всеобщего запрета на ввоз любой животноводческой продукции из стран Европы в Россию с</B><BR>1 марта по 30 июня 2001 года было ввезено 779,5 тысячи тонн мяса, при этом де-факто ввоз мяса не приостанавливался ни на один день. В настоящее время, в соответствии с указанием от 7 мая 2002 года, действует запрет на ввоз мяса на кости из Польши в связи со случаем заболевания крупного рогатого скота энцефалопатией. Однако по данным ГУП "Ростаможинформ", с 7 по 31 мая 2002 года было ввезено 368 тонн этого товара, и он продолжает поступать.<BR><BR><B>"Парнас" попал</B><BR><B>под разделку</B><BR>Для большей конкретики к заявлению в прокуратуру приложена копия телефонограммы от 4 июня 2002 года за подписью Михаила Кравчука, руководителя Департамента ветеринарии Минсельхоза РФ, разрешающая в порядке исключения ОАО "Парнас-М" ввоз и свободную реализацию польского мяса на кости.<BR>Впрочем, оговаривается то, что это мясо должно быть заготовлено не позднее апреля, то есть до вступления в действие запрета. Однако само запрещающее указание не содержит никаких оговорок, предусматривающих возможность ввоза запрещенного мяса при определенном сроке заготовки. В двух других телефонограммах, ссылки на которые присутствуют в заявлении, хотя и упомянут еще один оператор мясного рынка, основным фигурантом также является "Парнас-М". И в этих документах, относящихся к периоду всеобщего запрета ввоза европейского мяса весной-летом 2001 года, нет никаких указаний на то, когда должно было быть заготовлено ввозимое мясо. При этом ассоциация располагает информацией о коммерческих предложениях от торгового дома "Белкозин" (представляет интересы "Парнаса"), предлагающего к продаже на российском рынке говядину и свинину из Польши по ценам значительно ниже рыночных.<BR>Все это позволяет представителям ассоциации сделать выводы о том, что, возможно, приказы о запрете ввоза и об индивидуальных разрешениях "издаются в угоду определенным предпринимателям с целью предоставления им более благоприятных экономических условий". Схема проста -- сельхозпроизводители стран, попавших под запрет, не имеют выбора и продают свою продукцию по бросовым ценам тем торговцам из России, которые имеют спецразрешения.<BR>При этом Александр Спиридонов подчеркнул, что в данном случае "Парнас" является лишь показательным примером, частным случаем, который используется для иллюстрации. Ситуация выдачи особых разрешений на импорт достаточно широко распространена, и в распоряжении ассоциации есть документы и на другие компании. Претензии ассоциации мясников не направлены в адрес операторов, которые вынуждены работать по правилам, определенным не ими, и добиваться для себя разрешений.<BR>Суть проблемы в том, что правила и условия работы на рынке должны быть едины для всех. Если крупные компании могут себе позволить заплатить за набор разрешений и сертификатов, то мелкий и средний бизнес, в настоящее время занимающий значительную долю на рынке и играющий заметную роль в обеспечении населения мясом, оказывается в неравных конкурентных условиях. Кроме этого, учитывая, как распространена подобная практика, существует реальная опасность для потребителя. Ведь если в каком-то случае введение запрета на импорт имеет под собой веские основания, мясо сомнительного качества все же может попасть на внутренний рынок с благословения тех самых ветеринарных служб, которые от него защищают.<BR><BR><B>Рыба гниет с головы</B><BR>По мнению представителей ассоциации мясопроизводителей, и описанная выше проблема, и многие другие вытекают из порочной системы ветеринарного контроля, сложившейся в России. Руководитель Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ одновременно является Главным государственным ветеринарным инспектором РФ.<BR>Как известно, объединение исполнительной и контролирующей функций власти в одних руках еще никогда не приводило к позитивным результатам, как правило -- наоборот. В данном случае это привело еще и к тому, что число необходимых для занятия мясным бизнесом всевозможных справок, разрешений и сертификатов достигло критического уровня. Причем, чтобы получить эти справки, предприятия вынуждают заключать договора на оказание различных ветеринарных услуг, которые фактически не оказываются, а договора служат лишь формой получения ветслужбами платы за выдачу разрешительной документации.<BR>Как говорится в заявлении ассоциации, направленном в МАП, "оказание платных ветеринарных услуг" юридическим лицам недопустимо, так как ветеринарные службы являются контролирующим органом, которым юридические лица сегодня фактически вынуждены платить денежное вознаграждение за осуществление ими их прямых контролирующих обязанностей. Кроме того, предусмотренная Минсельхозом РФ система многократного ветеринарного контроля одной и той же партии товара и платность получения ветеринарных сопроводительных документов на одну и ту же партию товара "создают необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов и ограничение свободы перемещения товаров, в том числе нашей организации и ее членов".<BR>Для наглядного подтверждения сложившейся ситуации Северо-Западная ассоциация производителей, торговцев и потребителей мяса и мясопродуктов даже предприняла попытку деятельности по торговле мясопродуктами и приложила в обращении к МАП все договора с ветструктурами, которые пришлось заключить и оплатить в ходе этого опыта.<BR>Купив для дальнейшей реализации 20 кг котлет "Поморских" и заплатив за них продавцу 401 руб. 60 коп. (20 руб. 8 коп. за 1 кг), ассоциация понесла затраты только по ветеринарии в размере 3623 руб.<BR>6 коп. Действуя в соответствии с Налоговым кодексом РФ, ассоциация обязана продавать товар по цене с учетом понесенных производственных затрат. В результате, по итогам эксперимента, цена на товар должна быть не менее 201 руб. 23 коп. за 1 кг, это без транспортных и прочих расходов и без торговой наценки.<BR>На основании фактов, подтвержденных реальными примерами "поборов", ассоциация в своем заявлении просит МАП возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства Министерством сельского хозяйства РФ и готовится к долгой борьбе за права предпринимателей.<BR><B>Справка</B><BR>Некоммерческое партнерство "Северо-Западная ассоциация производителей, торговцев и потребителей мяса и мясопродуктов" создано в 1998 году. Штаб-квартира ассоциации находится в Петербурге.<BR>В ассоциацию входят такие производители, торговцы и представители инфраструктуры мясного рынка, как ООО "Пит-Продукт", DUNCAN ltd, ОАО "Пермский мясокомбинат", ЗАО "МОРОЗ- ПЛП", ООО "Альфа-Эко", ООО "Форум", Американская федерация по экспорту мяса (U.S.Meat), ОАО "Хладокомбинат" (Воронеж), ООО "АПК Кировский", ООО "Куе Лам" (Que Lam Ltd, Вьетнам), ЗАО "Продимпэкс", ЗАО "СВТС-Брокер", ООО "АНСАШ" и др.<BR>Особенностью этой ассоциации является то, что она представляет скорее интересы средних и мелких компаний мясного рынка.<BR>В России существует еще одна подобная профессиональная ассоциация -- Мясной союз, в который входят в основном крупные компании: ЗАО "Микояновский мясокомбинат", МПЗ "КампоМос", Останкинский МПЗ, "Парнас-М", Черкизовский мясоперерабатывающий завод, "Новгородский мясной двор", Лианозовский колбасный завод, ООО "Русская продовольственная компания" и др.