00:0009 августа 200200:00
77просмотров
00:0009 августа 2002
С недавнего времени отечественные производители керамической плитки начали уверенно конкурировать со своими западными коллегами.
<BR><BR>С недавнего времени отечественные производители керамической плитки начали уверенно конкурировать со своими западными коллегами.<BR>Потребление плитки в России в 1990 году составило порядка 70 млн м2. Но уже в 1998 году этот показатель упал до 40 млн м2, что эквивалентно потреблению 0,3 м2 плитки на душу населения.<BR>Ряд факторов всегда обуславливал низкий уровень потребления плитки в стране. Во-первых, это сильная конкуренция со стороны древесины благодаря ее общедоступности.<BR>Во-вторых, если оставить в стороне квартиры класса "люкс" и строительство индивидуальных домов, то облицовка стен плиткой всегда считалась дополнительной услугой и не включалась в типовые сметы и перечни обязательных работ. Отсюда идет традиция покраски стен ванных комнат и кухонь масляной краской и использование деревянных полов в кухнях, особенно в дешевом жилье.<BR>Большинство производственных линий, введенных в строй в 1970-х годах, выпускали продукцию невысокого качества, в первую очередь из-за отсутствия конкуренции. Тем не менее потребности процесса массовой урбанизации страны удовлетворялись.<BR>Большая часть сырья поступала с Украины. В период с 1987 по 1992 год ряд предприятий были модернизированы. Однако дальнейшая их модернизация уже не проводилась из-за отсутствия сколь-либо значительных инвестиций в отрасль после распада СССР. Максимального объема выпуска российская плиточная промышленность достигла в 1990-1992 годах -- порядка 55-58 млн м2. Затем последовал резкий спад, достигший к 1996 году рекордно низкого уровня: в 20 млн м2.<BR>С 1997 года началось незначительное оздоровление производства, и к 1999 году объем выпуска плитки вырос до 25 млн м2. По мнению большинства отечественных предпринимателей, этот процесс оздоровления обнаруживает тенденцию к постоянному росту. Производство фасадной плитки, однако, продолжает уменьшаться.<BR>Если оставить в стороне рост выпуска альтернативных некерамических материалов, то главной причиной этого является неконкурентоспособность технологического уровня отечественной продукции с импортной.<BR>Оздоровлению российского плиточного производства способствовал и экономический кризис августа 1998 года. Импортировать стало выгодно лишь продукты высших ценовых категорий. Резкий рост продаж отечественной продукции на внутреннем рынке обеспечил местных производителей оборотными средствами. Это, в свою очередь, позволяет фабрикам уделять больше внимания регулярному обслуживанию оборудования. Крупные фабрики уже могут позволить себе и фундаментальную его модернизацию. Уровень же импорта вряд ли достигнет докризисных показателей, за исключением продукции класса hi-tech, которая не может пока производиться в России.<BR>Из 100 предприятий, построенных в коммунистическую эру, осталось около 50, и лишь немногие из них были введены в эксплуатацию за последние 10 лет. Двадцать наиболее активных производителей, входящих в ассоциацию "Керамика", производят 60% отечественной плитки и сантехники. В этом секторе есть и производители, пришедшие из других отраслей промышленности. Например, из оборонных отраслей, подвергшихся конверсии (Воротинский комбинат в Калужской области). Или в результате диверсификации деятельности гигантских металлургических комплексов (Оскольский комбинат в Белгородской области).<BR><B>Что касается технологического уровня, то все еще весьма распространены устаревшие линии и неудовлетворительное техобслуживание. Только около 10 компаний поддерживают технологический уровень, который можно назвать высоким или близким к тому. Это компании, инвестировавшие в западные технологии (итальянские или германские) и выпускающие большие объемы продукции. Порядка 14 компаний планируют значительные вложения в модернизацию оборудования. И еще примерно 11 фирм выразили заинтересованность в модернизации производства, хотя отсутствие средств пока не позволяет им ее осуществить. Это означает, что в ближайшие 3-4 года</B><BR>вполне реальна закупка по меньшей мере 15 новых производственных линий, не считая более мелких замен и интеграции оборудования.<BR>Российские компании традиционно используют отечественное сырье. Здесь имеется множество глин -- красная, белая, каолин, полевой шпат. Основные месторождения -- Печорское в Псковской области (30 млн тонн), Ульяновское в Калужской области (более 50 млн тонн, пока недостаточно продуктивное), Владимирское в Ростовской области (более 25 млн тонн) и богатейшие запасы на Урале (более 300 млн тонн).<BR>Систематического обзора, однако, не существует, поэтому реальный объем запасов вероятно значительно выше. Для России типичны большие расстояния, удаленность карьеров от производителей и как результат -- отсутствие керамических производственных зон и географическая разбросанность производителей. Регионы с наивысшей для России концентрацией производителей и близко расположенными источниками сырья -- это Центральная Россия и Северо-Западный регион. Одновременно эти регионы наиболее благоприятны с точки зрения рыночного потенциала и покупательской способности населения.<BR>По мнению западных экспертов, керамический рынок России не имеет установившейся концепции маркетинга и продаж. Большинство производителей плитки наполняют собственные склады, и дальнейшее движение плитки к конечному потребителю носит случайный характер. Только несколько производители строго ориентированы на рынок и имеют собственную сеть агентов и представителей. Несколько компаний имеют представителей только в Москве.<BR>Целый ряд компаний специализируются на импорте и дистрибуции керамической плитки из определенной страны. Другие дистрибьюторы специализируются на импорте из нескольких стран, имеющих различный уровень цен. Например, из Италии и Белоруссии. Многие компании-дистрибьюторы после кризиса 1998 года последовательно увеличивают объемы потребления местной продукции. Уровень их интеграции с компаниями-производителями сильно колеблется. От незначительной (в большинстве случаев) до очень высокой, на уровне эксклюзивных соглашений.<BR>Основной формой розничной торговли являются магазины, которые продают плитку различным строительным фирмам и населению. Торгово-выставочные залы существуют лишь в крупных городах и удовлетворяют запросы покупателей, не желающих доверять подбор плитки строителям, т.е. ориентированы прежде всего на эксклюзивную продукцию.<BR>Частный заказчик покупает в среднем от 10 до 40 м2 плитки. От 40 до 100 м покупают небольшие строительные фирмы, занимающиеся ремонтом и отделкой помещений. Свыше 150-200 м2 приобретается при строительстве крупных объектов.<BR>Традиционные форматы российской плитки -- 15х15см или 20х20 см для напольной плитки и 7,5х7,5 см -- для облицовки стен. Форматы 20х30 см и 30х30 см встречаются реже. Наиболее популярные форматы импортной плитки -- 20х30, 30х30, 25х33 см.<BR>Вкусы местных потребителей весьма традиционны, особенно в провинции, где отдают предпочтение бежевому и серому цвету. Совершенно противоположные вкусы у потребителей высокого и средневысокого сегмента рынка, где пользуется спросом импортная плитка или отечественная, изготовленная по новым технологиям. Этот сегмент рынка открыт для самых смелых цветовых сочетаний. Фабричные отпускные цены на плитку отечественного производства колеблются от $3 до $10 за м2. Транспортные расходы добавляют порядка 15%. Наценка розничной торговли составляет около 30%, хотя иногда достигает и 100% на продукты высокого качества.<BR>Цена импортной плитки всегда включает таможенную пошлину (25% от объема или от веса, когда речь идет о недорогой плитке), а также разницу между ценой импортера и оптовика. Она не бывает ниже $10 за м2, а в случае итальянской плитки среднего и высокого уровня может превышать $23 за м2.<BR><BR>По материалам исследования фирмы Cast Consulting (Италия)