Домостроители и потребители блуждают в самоидентификации

Жилищное домостроение в Петербурге имеет довольно стабильное развитие. Однако среди застройщиков до сих пор нет единого мнения о том, какого типа жилье они возводят и на какой класс потребителя оно рассчитано.

<BR><BR>Жилищное домостроение в Петербурге имеет довольно стабильное развитие. Однако среди застройщиков до сих пор нет единого мнения о том, какого типа жилье они возводят и на какой класс потребителя оно рассчитано.<BR>О потребительских предпочтениях покупателей нового жилья, а также о том, как домостроители учитывают интересы последних, дискутировали участники круглого стола, проведенного в редакции "Делового Петербурга".<BR><BR>Александр Лелин:<BR>"Для нас главное, чтобы было дешево, потому что у нас потребитель идет и просит квартиру с минимальной муниципальной отделкой. И за редким исключением мы предлагаем что-то другое".<BR><BR>Сергей Бритенков:<BR>"Мы используем внутреннюю градацию, условно разделяя жилье на четыре класса. Нам так удобнее проводить позиционирование своих проектов и в какой-то степени классифицировать тот товар, который есть на рынке. Это жилье нижнего эконом-класса, верхнего эконом-класса, высокой комфортности и элитное. У каждой группы покупателей есть своя шкала ценностей. Идя по восходящей, приоритеты, естественно, меняются. Жилье нижнего эконом-класса приобретается с муниципальной отделкой, и люди живут там с уже имеющимся уровнем комфортности.<BR>У верхнего эконом-класса другие приоритеты -- даже если дом сдан с муниципальной отделкой, люди перед въездом делают свой ремонт. <BR>В жилье высокой комфортности в принципе нецелесообразно делать начальные отделочные работы. Однако при этом клиент должен иметь возможность получить другой сервис. Это работы, связанные с перепланировкой или установкой дополнительного оборудования. При этом сегодня на рынке есть тенденция, что у покупателя воспитывают дополнительные потребности. Допустим, предлагается ванная комната с балконом или еще что-нибудь. То есть в сознании людей культивируются определенные дополнительные особенности у товарных атрибутов новых квартир. Одновременно это создает дополнительные пороги для выхода других субъектов на рынок".<BR><BR>Юрий Грудин:<BR>"Мы являемся новичками на рынке в Петербурге, недавно только вышли с индивидуальным жилым проектом "Новый Колизей" в 30-м квартале. Мы его презентуем как жилье бизнес-класса. Не элита, но жилье, отвечающее всем современным требованиям. Мы стараемся предложить максимальный выбор для клиентов, который возможен по перепланировкам, по одно-, двухкомнатным квартирам, специально используем колонный тип строения дома, что позволяет свободно нарезать площади".<BR><BR>Анна Разумовская:<BR>"Вынуждена с прискорбием признать, что среднего класса потребителей на жилищном рынке как не было, так и нет. Но есть желание его иметь. То, что сейчас у нас озвучивается как средний класс, -- это на самом деле некий отстой. Я использую это слово совершено не случайно.<BR>Этот класс не имеет постоянного дохода, потому у него нет периода накопления. А то, что называется сейчас средним классом, -- это на самом деле стопроцентные клиенты РГМ, МММ, "Виадуков" и так далее. Это люди, которые очень хотят себя считать выше классом, чем они есть на самом деле, однако не имеют к тому ни возможностей, ни потребностей, ни уровня.<BR>Но есть и следующий класс, кардинальным образом отличающийся от низшего. Мы называем их рационалами. Сказать рационалу, что ты -- средний класс, -- это обидеть. Это человек, который в принципе уже имеет постоянный доход. Это совершенно другая ценовая категория. Это уже только класс-комфорт. Они не потребляют эконом ни в каком виде никогда.<BR>Но о высшем среднем классе, которого у нас мало, я уже не буду говорить. Это пока у нас экзотика. Пока представителей этого сегмента достаточно мало.<BR>Каждое место в городе, каждый угол, каждое пятно под застройку имеют свой строго определенный сегментный состав. И, в принципе, зная состав, присущий данной местности, можно с легкостью проектировать дом, закладывать туда те планировки и те условия проживания, условия инвестиционного договора, то есть весь комплект предоставляемых услуг, предложений от строительных компаний таким образом, чтобы этот товар становился практически идеальным. Каждый сегмент проявляет свое очень четкое пристрастие. Причем это пристрастие распространяется не только на товар, но даже на рекламные мессиджи. Они вылавливают то, что интересно только им.<BR>Может показаться странным, но многие вещи, которые, казалось бы, хороши и вроде бы должны быть востребованы именно у нас, не создают конкурентного преимущества. К этим странным вещам относится, например, ипотека.<BR>Вещь хорошая, но никому не надо. Не хотят ею пользоваться. Почему? Как раз потому, что у нас такой специфический средний класс. Ипотеку пытаются привязать туда, где нет постоянного дохода. Нет постоянного дохода -- ипотека невозможна. Соответственно, как конкурентное преимущество это умирает".<BR>Вячеслав Ходкевич:<BR>"Построить можно все что угодно, а по какой цене продать -- это очень важная вещь. Тем более что цена у практически одного характера жилья в зависимости от того, где оно находится, может возрастать на порядок. Например, на Крестовском острове примерно одни и те же дома и квартиры, а цена значительно выше".<BR><BR>Ирина Синцова:<BR>"Словосочетание "средний класс" не придуманное. Мы стали изучать, что люди понимают под квартирами для среднего класса. В итоге составился список из наиболее часто встречающихся характеристик, которые люди хотели бы видеть. Очень многие говорили: "Это не должно быть дорого". Тогда мы составили список параметров, которые не очень сильно влияют на цену, но при этом максимально приближают жилье к тому среднему классу, который люди хотят получить".<BR><BR>Сергей Сыровойский:<BR>"Покупатель на первичном рынке жилья в ближайшие полгода готов будет купить любой товар, который ему будут предлагать. Связано это с техническими причинами. В первые 6 месяцев этого года получился очень серьезный провал по выходу распоряжений на новое строительство, поскольку существовавший ранее регламент получения участков под застройку приводили в соответствие с новым Земельным кодексом. От выхода распоряжения, дающего право на строительство, до начала строительства проходит в среднем около полугода. Поэтому в конце 2002 года можно ожидать серьезный дефицит предложения и, соответственно, еще больший ажиотаж на рынке, нежели тот, который был в конце прошлого года. Цены на квартиры в ноябре-декабре, скорее всего, будут носить явно выраженный спекулятивный характер. Каким-то образом ситуация успокоится к весне будущего года, когда полученные по новой процедуре распоряжения на строительство воплотятся в реальные проекты. В ближайший год, на наш взгляд, рынок нового жилья так и будет оставаться преимущественно рынком продавца, а не потребителя. Другое дело, что жить только сегодняшним днем, разумеется, нельзя, поэтому вне зависимости от конъюнктуры рынка мы все равно ориентируемся на предпочтения потребителей".<BR><BR>Николай Петров:<BR>"К сожалению, встречается явление, когда в рекламе идет явное и сильное завышение потребительских качеств жилья. Очень часто у нас в Петербурге не соблюдаются строительные нормы, а качество возводимого жилья вызывает очень большие нарекания".<BR><BR>Виктор Лаптев:<BR>"В новом микрорайоне, на окраине не надо строить какие-то кирпичные дома с высокими потолками. Там уместнее возводить жилье либо гатчинской серии, либо 600.11. А чем ближе к центру города, тем потолки, соответственно, должны быть выше, а квартиры -- просторнее".<BR><BR>Ирина Доничкина:<BR>"Надо сказать все-таки, что наш покупатель сильно взрослеет. Он лучше начинает разбираться, он большего хочет. И если год назад действительно можно было продавать элитный дом в Коломягах со стеклопакетами, то сейчас этим уже никого не купишь. И приходится, хотим мы этого или не хотим, строить лучше и качественнее. И пытаться вводить какие-то нововведения и соответствовать требованиям потребителя".<BR><BR>Всеволод Глазунов:<BR>"Безусловно, со временем все сектора у нас будут востребованы. И загородное, и элитное, и жилье для среднего класса, даже доходные дома когда-нибудь появятся. Сейчас стало гораздо цивилизованней и гораздо интересней. Появляется некая конкуренция, мы начинаем наконец-таки позиционировать свой товар. Все же прекрасно понимают, что самая лучшая машина -- это "Мерседес", а самый лучший дом -- кирпичный. Но, если потребителю не надо, значит, он не будет покупать.<BR>К сожалению, народ у нас все еще любит играть в разные игрища. Строительное сообщество потратило 1,5 года активных действий, чтобы объяснить, что не надо покупать квартиры у субподрядчиков по очень низким ценам. Проще эти деньги выкинуть -- не надо будет столько времени тратить и бумаги. Тем не менее простой человек продолжает искать где подешевле и считает, что он молодец, купив квартиру по $300 за метр. Он ходит гордый собой. Что будет дальше, никто не знает".