00:0007 августа 200200:00
47просмотров
00:0007 августа 2002
Боевые действия на рынке продажи лекарств вступают в решающую стадию. Поле боя -- государственные аптеки, которые в ближайшее время должны быть объединены в четыре ГУПа.
<BR><BR>Боевые действия на рынке продажи лекарств вступают в решающую стадию. Поле боя -- государственные аптеки, которые в ближайшее время должны быть объединены в четыре ГУПа.<BR>Концепция реформирования государственных аптечных предприятий Петербурга появилась еще в начале 2002 года. Уже 5 февраля ее одобрило Законодательное собрание Петербурга. Однако еще полгода ушло на ожесточенные споры среди противников и сторонников аптечной реформы. Среди "отказников" львиную долю составляли руководители государственных аптек, основной аргумент которых сводился к тому, что им "не дают спокойно доработать". Разработчики же концепции упирали на то, что благодаря реализации реформы повысится экономическая эффективность госаптек. И вот в понедельник, 12 августа, истечет 2-недельный срок, данный правительством Петербурга Комитету по здравоохранению на доработку концепции.<BR><BR>Дмитрий Молоковский, председатель постоянной комиссии муниципального совета МО "Сампсониевское" по здравоохранению, санитарно-эпидемиологическому благополучию и социальной поддержке населения:<BR>"Согласно Концепции реформирования государственных аптечных предприятий, в конце финансового года КУГИ будет подводить итоги деятельности каждого ГУПа и в случае убыточности приватизировать ГУП путем выставления на аукцион или объявления конкурса. Даже экономисту-первокурснику абсолютно ясно, что любой новообразованный ГУП очень быстро проиграет в конкурентной борьбе с "китами" фармацевтического рынка, имеющими отработанные связи с поставщиками, эффективную инфраструктуру, квалифицированный менеджмент. Следует ради справедливости отметить, что правила этой борьбы, установленные государством, как это ни странно, отнюдь не в пользу "своих" аптек. Качество и ассортимент лекарственных средств, ценообразование в госаптеках постоянно контролируют Комитет по здравоохранению, Северо-Западный центр по контролю качества и сертификации лекарств, и меры к нарушителям применяются самые жесткие. Для частных аптек условия контроля значительно мягче -- достаточно получить в Лицензионной палате лицензию, и ты практически 5 лет сам себе хозяин. Закрыть частную аптеку или приостановить действие лицензии (даже при вопиющих нарушениях) ни Комитет по здравоохранению, ни Северо-Западный центр по контролю качества и сертификации лекарств не имеет права. В части подведения итогов годовой деятельности ГУПов концепция схожа с идеей отрезания хвоста у кошки, но по кусочку, по-видимому -- из жалости к животному. Очевидно, что через несколько лет все ГУПы тем или иным способом перейдут к частным владельцам. Есть ли смысл искусственно надолго затягивать назревший процесс приватизации?<BR>Согласно другому положению концепции, порядка 50 убыточных аптек подлежат быстрейшей приватизации и акционированию. Это вполне логично, однако из строк концепции абсолютно не ясен механизм предполагаемой приватизации (а черт, как известно, скрывается в мелочах). Так, если КУГИ выставляет аптеку на аукцион, крайне трудно не допустить перепрофилирования предприятия и хоть в какой-то степени защитить права трудового коллектива, который, согласно новому Закону о приватизации, лишился практически всех льгот. Приватизация же путем объявления конкурса позволяет поставить ряд важных условий новому владельцу (владельцам) аптеки, включающих гарантии сохранения профиля предприятия, лекарственного ассортимента, трудоустройства большей части трудового коллектива".<BR><BR>Татьяна Богданова, начальник управления фармацевтическими учреждениями и предприятиями Комитета по здравоохранению администрации Петербурга:<BR>"Прежде всего, Концепция реформирования государственных аптечных предприятий никоим образом не подразумевает затягивание процесса приватизации, а предполагает повышение их экономической эффективности путем их объединения в межрайонные сети. Наоборот, мы всегда убеждали КУГИ в том, что нельзя приватизировать не то что все аптеки сразу, а даже половину. Горожане, несмотря ни на что, предпочитают госаптеки частным, руководствуясь при этом фразой: "У них дешевле, но мы вам больше верим". Но их не может не удивлять разница в цене на один и тот же препарат в соседних аптеках, а значит, мы должны обеспечить приемлемый для горожан общий уровень цен. Это во многом зависит от правильного ведения финансовой политики, которую необходимо постоянно контролировать. Этим и будет заниматься КУГИ, подводя итоги деятельности каждой госаптеки в конце года. При этом гораздо удобнее проверять не 185 ГУПов, а пять, что станет возможно после проведения реформы. Я категорически не согласна с тем, что госаптеки не выживут в конкурентной борьбе с частными, ведь после реформы прибыль филиалов будет равномерно распределяться между отдельными предприятиями, соответственно можно будет увеличить объем закупок, снизить цены. При этом никаких "более жестких" условий проверки качества продукции для госаптек нет. Комитет по здравоохранению и Северо-Западный центр по контролю качества и сертификации лекарств более серьезной проверке подвергают лишь аптеки с рецептурными отделами, но при этом они заботятся о благе горожан. Разработчиков реформы также часто обвиняют в том, что с изменением формы собственности аптеки будут вынуждены отказываться от рецептурных отделов, жизненно важных для населения. Во-первых, не стоит забывать о том, что низкий коэффициент аренды 0,1 для аптек с такими отделами сохранится вне зависимости от формы собственности. При этом расходы на содержание аптеки, производящей лекарства по рецепту, площадью 500 м2 (коэффициент аренды 0,1) примерно совпадают с расходами на обслуживание обыкновенной аптеки площадью 100 м2 (коэффициент 1). А во-вторых, стоит помнить о том, что рецептурный отдел -- это дополнительный способ привлечения клиентов. Также некоторые противники реформы предлагают полностью финансировать госаптеки из бюджета, забывая при этом, что тогда значительно понизятся оклады работников и они будут вынуждены уйти с рынка".<BR><BR>Светлана Матвиенко, директор ГУП "Аптека № 101":<BR>"Я связываю эту реформу с попыткой воссоздать ту систему, которая существовала до 1991 года. Тогда все аптеки района подчинялись центральной районной аптеке, из-за чего появлялось множество моментов, отвлекающих от нормальной работы. Во-первых, все аптеки испытывали на себе давление, нужно было предоставлять огромное количество бумаг, отчетностей. Разработчики реформы также говорят о том, что одной из ее целей является снижение цен на продукцию. Сейчас высокие цены в государственных аптеках объясняются тем, что зачастую из-за скачков курса доллара поставщики за ночь повышают цены, и мы вынуждены соглашаться на их условия. Я не думаю, что объединение аптек в четыре куста изменит ситуацию. На мой взгляд, госаптеки и так способны выжить в конкуренции с частными, но только если конкуренция будет честной. Сейчас же очень часто частные фирмы нарушают постановление Лицензионной палаты о том, что одна аптека должна находиться на расстоянии как минимум 500 метров от другой. Также реформа предполагает равномерное распределение прибыли между всеми филиалами. В это мне также верится с трудом, так как вряд ли директор прибыльной аптеки захочет делиться со своим менее удачливым конкурентом. Этот недостаток был также характерен для советской системы управления аптеками".<BR><BR><B>Как будут реформировать аптеки</B><BR>Концепция реформирования государственных аптечных предприятий Петербурга была разработана Комитетом по здравоохранению администрации Петербурга.<BR>Концепция предполагает объединение 157 государственных аптек в четыре аптечные сети, каждая из которых будет включать в себя от 35 до 41 аптеки.<BR>Специфические особенности функционирования Гомеопатической аптеки на Невском проспекте стали причиной того, что она не войдет ни в одну сеть, а станет самостоятельным ГУПом. Также концепция предполагает приватизацию 35 аптек (12 из которых уже приватизированы до и в течение 2002 года) и ликвидацию 15 аптек.<BR>29 июля концепция была одобрена правительством Петербурга, но при этом 2 недели было дано на доработку документа.<BR>За это время комитет должен окончательно определиться с кандидатами на должности руководителей создаваемых ГУПов. Потенциальные руководители, в свою очередь, должны разработать и представить бизнес-планы по своим сетям.<BR>Концепция реформирования госаптек уже была одобрена Коллегией по здравоохранению Законодательного собрания Петербурга.