00:0029 июля 200200:00
9просмотров
00:0029 июля 2002
Год назад доллар оседлал мир как колосс. Сейчас он присмирел, а евро торжествует. Неужели доллар постепенно теряет свои позиции всеми признанного денежного знака мировых сбережений и торговой валюты? Или "триумф" евро является преждевременным?
<BR><BR>Год назад доллар оседлал мир как колосс. Сейчас он присмирел, а евро торжествует. Неужели доллар постепенно теряет свои позиции всеми признанного денежного знака мировых сбережений и торговой валюты? Или "триумф" евро является преждевременным?<BR>Этот вопрос занимает не только спекулянтов, которые следят за падением доллара, но и обычных бизнесменов, которые не уверены, какую валюту использовать при составлении счетов-фактур на импорт или экспорт. В самом деле роли, которые валюты играют в мировой торговле благодаря их значению в составлении счетов-фактур, уделяется слишком мало внимания. В настоящее время американский доллар остается доминирующим. Большинство экспорта и импорта Соединенных Штатов обозначено в долларах, и доллар широко используется в торговых отношениях, в которых Америка не участвует.<BR><BR><B>Почва</B><BR>С 1980 г., однако, доллар стал терять почву под ногами. По подсчетам Европейской комиссии, доля доллара в мировой торговле упала с 56% в 1980 г. до 52% в 1995 г. Доля немецкой марки оставалась относительно неизменной между 1980 и 1995 гг. Иена отставала, но у нее был самый высокий относительный рост, ее доля в мировой торговле возросла более чем вдвое, с 2% в 1980 г. почти до 5% в 1995 г.<BR>К причинам долговременного господства доллара в качестве основной международной валюты относятся более низкая стоимость сделок на рынках обмена валют, историческая роль доллара в мировой торговле с 1945 г. и огромный размер американской экономики. Но роль размера является более сложной, чем кажется.<BR>На втором месте по размеру экономики в мире стоит Япония, но доля ее торговли, обозначенная в иенах, остается низкой даже в сравнении с самыми маленькими европейскими странами. Одним из факторов, объясняющим это, является большая доля американских фирм на рынках, на которых американцы продают свои товары.<BR>Чтобы понять причины, лежащие в основе всего этого, рассмотрим, какие факторы присутствуют при выборе фирмой валюты, которую она будет использовать при составлении счетов-фактур на товары. Здесь экспортер сталкивается с двумя видами риска: риском падения цен и риском конкуренции.<BR>Возьмем японскую фирму, которая старается получить самый высокий доход в иенах от продажи товаров в Швейцарии. Если японская фирма установит цену в швейцарских франках, она подвергнет себя риску, т.к. цена в иенах будет колебаться в зависимости от курса обмена иены и швейцарского франка. Поэтому японские экспортеры предпочитают устанавливать цены в иенах. Но фирмы также следят за тем, что делают их конкуренты.<BR>Если японская фирма продает свои товары на определенном швейцарском рынке, на котором преобладают швейцарские фирмы (которые составляют счета-фактуры в швейцарских франках), то она тоже предпочтет установить цены в швейцарских франках. Если цены будут в иенах, она рискует потерять свою долю на этом рынке в случае, если иена вырастет. Если японские фирмы преобладают на определенном швейцарском рынке, они предпочитают устанавливать цены в иенах: японской фирме тогда не придется беспокоиться о потере своей доли на этом рынке, когда иена вырастет, потому что ее конкуренты столкнутся с той же проблемой.<BR><B>Долларофилия</B><BR>Эти аргументы объясняют большую роль доллара в торговле. Благодаря тому факту, что Соединенные Штаты расположены на обширной территории, более вероятным является то, что американские фирмы преобладают на определенном рынке или в качестве экспортера, или конкурентов по импорту, когда иностранные товары продаются в Америке. Это подразумевает то, что американские фирмы устанавливают цены в долларах вне зависимости от того, продают ли они их дома или за границей, и иностранные фирмы тоже будут устанавливать цены в долларах по причине конкуренции, когда они будут экспортировать товар в Соединенные Штаты.<BR>Так как у Японии вторая по размеру экономика в мире, иена должна быть более важной валютой. Конкурентоспособность является ключевой причиной, объясняющей, почему это не так. Во-первых, США -- это самый большой торговый партнер Японии: больше половины японской торговли с развитыми странами приходится на Соединенные Штаты. Цены на более 80% японского экспорта, идущего в США, установлены в долларах на рынках, на которых преобладают американские фирмы.<BR>Во-вторых, даже продавая товар другим странам, а не США, японские экспортеры часто сталкиваются с жесткой американской конкуренцией. Направьте японский экспорт в Юго-Восточную Азию, в которой цены на рынках почти на 50% обозначены в долларах благодаря конкуренции американских экспортеров. Эти факторы навряд ли скоро изменятся, и, принимая их во внимание, мы можем предсказать, что иена так и будет занимать низкую позицию в мировой торговле. Они также объясняют, почему со временем евро должен набрать вес в международной торговле. Страны, которые перешли на евро, можно рассматривать как единую страну, говоря о валютном обозначении торговли. Эта "страна" обладает большей властью на рынке, чем отдельные страны, которые входят в Европейский денежный союз.<BR>И все же перемены будут происходить только постепенно. Таким образом, "триумф евро", который приветствовал падение доллара, на самом деле является преждевременным. Несмотря на его сегодняшнее бедственное положение, доллар должен удержать свое превосходство на неопределенное время.<BR><B>Филипп Бакетта, директор Исследовательского</B><BR><B>Центра Герзенси (Фонд Швейцарского</B><BR>Национального Банка); Эрик ван Винкуп,<BR><B>профессор экономики</B><BR>в Университете Виргинии.<BR>Авторское право:<BR>Project Syndicate