Производители бумаги просчитывают, на сколько поднять цены

Кажущееся благополучие на рынке газетной и мелованной бумаги обманчиво. На первый взгляд, все замечательно: предложение товара разнообразно, цены стабильны, а на некоторые виды бумаги даже снижаются.

<BR><BR>Кажущееся благополучие на рынке газетной и мелованной бумаги обманчиво. На первый взгляд, все замечательно: предложение товара разнообразно, цены стабильны, а на некоторые виды бумаги даже снижаются.<BR>Например, газетную бумагу оптовики в июле 2002 года продавали на 10% дешевле, чем в апреле. Просто летом выпуск печатных изданий сокращается и оптовики стараются побыстрей избавиться от товарных запасов и уйти в отпуск.<BR>Но в сентябре, когда деловая активность в России начнет набирать обороты, эта идиллия нарушится: цены пойдут в гору.<BR><BR><B>Где собака зарыта</B><BR>Беда российских производителей газетной бумаги в том, что экспорт их продукции снижается быстрей, чем растет внутреннее потребление. В 2002 году экспорт может сократиться на 100 тысяч тонн, а спрос вырастет не более чем на 66 тысяч тонн и составит 726 тысяч тонн.<BR>Согласно экономической теории, избыток товара на рынке должен привести к снижению цен. Однако с бумагой этого не происходит, цены на нее растут. По подсчетам специалистов маркетинговой группы "ИНФО ОЛ", в июле 2002 года по сравнению с прошлым годом оптовые цены в Петербурге выросли на 10%.<BR>Руководители бумажных фабрик не удивляют, объясняя ценовую политику повышением тарифов на электричество, газ, железнодорожные перевозки. Это верно: цены на сырье -- целлюлозу увеличиваются, но существует еще одна причина.<BR>Рынок газетной бумаги России монополизирован. В стране эту продукцию производят восемь предприятий, но на долю пяти из них (ОАО "Волга", ОАО "Кондопога", ОАО "Сыктывкарский ЛПК", ГП "Камский ЦБК" и ОАО "Соликамскбумпром") приходится более 90% совокупного выпуска бумаги в России.<BR>По формальным признакам ни одно из перечисленных предприятий признать монополистом нельзя: в среднем доля на рынке каждого из них менее 20%. Но оптовики не исключают картельного соглашения между ними, чему находят немало косвенных свидетельств.<BR>Например, с августа 1998 года по апрель 2001 года цена газетной бумаги на российском рынке росла благодаря тому, что производители сдерживали поставки на внутренний рынок, отправляя большую часть продукции на экспорт. За пределами России цены были выше. В конце 2000 года цены на внешнем рынке начали опускаться, экспорт приостановился и на внутреннем рынке цены тоже пошли вниз (см. табл.).<BR>Между отечественными комбинатами началась ценовая война. Продолжалась она почти год -- до сентября 2001 года. После чего все комбинаты начали предлагать бумагу по одной цене, синхронно ее поднимая.<BR>Нащупав критическую точку рынка, производители перестали увеличивать цены, и в начале 2002 года рынок стабилизировался. Но скоро эта стабильность нарушится. "К сентябрю-октябрю бумага подорожает на 10-15%. Больше -- нереально: рынок не воспримет", -- полагает Владимир Синицын, директор ООО "Парма", дистрибьютора ОАО "Сыктывкарский ЛПК".<BR><BR><B>Сюрприз подкинула таможня</B><BR>Похожая картина вырисовывается на рынке офсетных бумаг (производители одни и те же) и совершенно иная -- с мелованными сортами бумаги для печати журнальной продукции, художественных альбомов, этикетки и прочего. Такая бумага в России почти не производится, и серьезных попыток наладить подобное производство в стране пока не предпринималось.<BR>Два российских производителя мелованных бумаг -- ГП "Бумажная фабрика Гознак" (Петербург) и ОАО "Фабрика технических бумаг "Октябрь" (Москва) не обеспечивают потребность в этом товаре. Поэтому российские журналы, атласы, художественные альбомы и другая качественная полиграфическая продукция печатается в основном на финляндской и германской бумаге.<BR>Год назад в ГТК РФ просмотрели декларации и удивились: почему мелованную бумагу ввозят по цене вдвое ниже газетной? Ведь технология производства мелованной бумаги требует более качественного сырья, более дорогого оборудования и т.д. А значит, себестоимость и таможенная стоимость должны быть выше.<BR>Установив факт занижения таможенной стоимости, таможенники начали подсчитывать недополученные государством деньги. Сумма достигла $1,5 млн в год.<BR>Реакция последовала незамедлительно. В конце января 2002 года ГТК РФ разослал по всем таможенным постам России письмо. Где разъяснялось, как определять цену ввозимой в страну мелованной бумаги.<BR>В ГТК рассчитывали таким образом поставить барьер на пути недобросовестных импортеров, ввозящих бумагу по заниженной стоимости. И это сработало: цены на бумагу выросли.<BR>"С одной стороны, это правильная мера. Но с другой -- ничего подобного не было сделано в сфере готовых изделий. В результате сейчас в Россию можно ввезти готовую этикетку по цене, сопоставимой с ценой этикеточной бумаги", -- говорит Кирилл Усов, начальник отдела рекламы ООО "Берег".<BR><BR><B>Как европейцы цены держали</B><BR>Фактор "таможня" уже сыграл свою роль в повышении цен на мелованную бумагу.<BR>С начала года импортеры и таможенники успели договориться, по какой цене ввозить товар, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Хуже обстоит дело с расчетами. Европейская валюта неуклонно крепчает, подминая под себя американскую денежную единицу, а заодно и рубль.<BR>Еще в мае за 1 евро давали $0,89, а в июле уже $1,02.<BR>Большинство контактов на поставку бумаги российские импортеры заключают с европейскими фабриками и, как правило, в евро, а в России цены выставляют в долларах. Так покупателям привычней. Вот и получается, что укрепление евро ведет к увеличению долларовых цен, а в пересчете на рубли клиенту кажется, что его ограбили.<BR>Рост цен ведет к тому, что все больше потребителей переходит от отечественной продукции к импортной. О чем свидетельствует рост предложения импортной газетной бумаги. По данным маркетинговой группы "ИНФО ОЛ", доля импортной газетной бумаги в Петербурге выросла в 1,5 раза (см. табл.).<BR>