Плохие охранники спасают репутацию деньгами

Один из самых "тонких" вопросов при заключении договора с охранной компанией -- возмещение материального ущерба в случае возникновения прецедента. Учесть это на этапе заключения договора -- в интересах и предпринимателей, и охранников.

<BR><BR>Один из самых "тонких" вопросов при заключении договора с охранной компанией -- возмещение материального ущерба в случае возникновения прецедента. Учесть это на этапе заключения договора -- в интересах и предпринимателей, и охранников.<BR>По данным, предоставленным ООО "Охранное предприятие "СКАТ", сегодня в Петербурге и Ленобласти зарегистрировано более 1100 негосударственных охранных предприятий (ОП) и служб безопасности (СБ). ОП составляют порядка 80% этой цифры и представляют на рынке полный спектр услуг. СБ созданы под конкретное предприятие и потому их участниками рынка не считают. Альтернатива частным охранным компаниям -- подразделения вневедомственной охраны при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти.<BR>Независимо от формы собственности и специализации, в уставе любой охранной компании заложена ответственность за возможный материальный ущерб, нанесенный клиенту во время выполнения охранных мероприятий. Каждое ОП подходит к этому вопросу индивидуально. Поскольку информация из УВО ГУВД на момент публикации так и не поступила, речь далее пойдет только о частных ОП.<BR><BR><B>Цена безопасности</B><BR>По словам генерального директора ООО "Охранное предприятие "СКАТ" Дмитрия Белова, сегодня охранные предприятия стараются обеспечить не охрану, а безопасность. Безопасность -- более широкое понятие, включающее полный комплекс услуг, от предоставления телохранителя до предотвращения утечки информации. Все это необходимо продемонстрировать клиенту, прежде чем заключить договор, считает Дмитрий Белов. Уровень безопасности -- высокий, средний, низкий -- выбирает клиент. И уже после этого идет речь о суммах выплаты возможного материального ущерба.<BR>Цена безопасности, равно как и компенсация форс-мажора, зависит от средств, затраченных клиентом. Когда один из бизнесменов спросил президента Национальной ассоциации телохранителей Дмитрия Фонарева, можно ли обеспечить его безопасность на 100%, тот ответил, что на 97% можно, и стоить это будет порядка $50.000. "А нельзя ли заплатить раз в десять меньше?" -- спросил бизнесмен. "Можно, но тогда мы обеспечим вашу безопасность на 9,7%", -- ответил Дмитрий Фонарев. Этот диалог постоянно цитирует клиентам руководитель "СКАТа". "Когда клиент спрашивает о материальной ответственности, мы разбираем весь спектр вопросов. Если он, к примеру, хочет выставить одного безоружного сотрудника в крупный магазин, где вращается большая денежная масса и отсутствует сигнализация, то какая с нашей стороны может быть ответственность?" -- рассуждает Дмитрий Белов. По его мнению, говорить о возмещении ущерба можно только при полном взаимопонимании с клиентом. ОП выполнит все требования клиента, если он возьмет на себя определенные обязательства: наберет необходимое количество охранников, технически оснастит объект, будет соблюдать все условия договора.<BR>Если клиент выполняет свои обязательства, ответственность за его безопасность целиком лежит на охранном предприятии. Отбор и профессиональная подготовка охранников, обеспечение их специальными техническими средствами или служебным оружием -- святая обязанность ОП. Помимо этого учитывают еще ряд нюансов, например оплату труда охранников. "Не все охранные компании способны хорошо платить сотрудникам. Поэтому "вороватые" охранники были, есть и будут. Случаи воровства обычно не раздувают, ОП гасят весь ущерб без громких разбирательств, чтобы не навредить имиджу", -- говорит Дмитрий Белов.<BR><BR><B>Страхи охранников</B><BR>Председатель совета директоров группы компаний "Секьюрикор Охрана" Андрей Григорьев рассказал, что, согласно новому Гражданскому кодексу, его компания изменила формулировку в договоре с клиентом: вместо "предела материальной ответственности" теперь прописан "предел возмещения материального ущерба". По мнению Андрея Григорьева, сути это, в общем, не меняет. Согласно стандартному договору "Секьюрикор Охраны", максимальная выплата в сфере физической охраны фиксирована -- это сумма месячной оплаты клиентом услуг охранного предприятия. В области централизованной охраны выплаты могут составить до $20 тысяч.<BR>"Если клиент хочет получить больше, мы готовы советоваться с нашей страховой компанией. Но так как это увеличит стоимость охранных мероприятий, то клиенты, как правило, соглашаются на стандартные условия", -- говорит Андрей Григорьев.<BR>Со страховыми компаниями (СК) сотрудничает немало охранных предприятий. Генеральный директор ЗАО "ОП "Арес" Александр Христенко комментирует: "Большинство клиентов почему-то уверены, что материальный ущерб возмещает само ОП. На самом деле мы страхуем свои профессиональные риски --среди которых нанесение ущерба клиенту -- в страховой компании, она и осуществляет выплаты при возникновении страхового случая".<BR>Сумму страховки, от которой напрямую зависит сумма компенсационных выплат, ОП определяет совместно со страховой компанией. "Секьюрикор Охрана", например, страхует свои договоры по централизованной охране объектов на $100 тысяч в год. На возмещение ущерба в пределах этой суммы может рассчитывать клиент в случае невыполнения ОП своих обязательств.<BR>Страхование профессиональных рисков при выполнении охранных мероприятий -- относительно новый вид услуг. За него взялись лишь единичные представители страховых компаний Петербурга.<BR><BR>Кто виноват?<BR>Выплата материального ущерба происходит в случае, если вина ОП очевидна или доказана в суде. По словам Александра Христенко, при возникновении прецедента ОП старается "разбираться" с клиентом полюбовно, и еще ни один клиент от услуг "Ареса" не отказался. "Охраняемые нами объекты грабили дважды, и оба раза не по нашей вине. В одном случае у клиента оказалась неисправной сигнализация, и звонок к нам на пульт не поступил, в другом -- продавец, на которого совершили нападение, нажал "тревожную" кнопку после ухода грабителей", -- рассказывает Александр Христенко.<BR>Несмотря на то что случаи выплаты материального ущерба охранными предприятиями довольно редки, клиенты ОП уделяют этому вопросу пристальное внимание.<BR>Рассказывает заместитель генерального директора по техническим вопросам ЗАО "КиТ" Анатолий Безклинский: "С охранной компанией, с которой мы сотрудничаем, у нас заключен договор, согласно которому материальная ответственность наступает после того, как органы дознания провели расследование по факту нанесения нашей компании ущерба и суд вынес соответствующее решение. Сумма ущерба, выведенная судом, полностью погашается охранной компанией, если ее вина доказана. Впрочем, в отдельных случаях можно решить вопрос компенсации и без вмешательства органов правопорядка".<BR>Заместитель генерального директора по безопасности, ЧС и ГО ОАО "Балтийский завод" Сергей Богданов осознает важность проблемы теперь уже теоретически. "Раньше нас охраняла вневедомственная охрана, с которой мы заключали соответствующие договоры. После постановления Правительства РФ об охране режимных предприятий мы получили возможность учредить при Балтийском заводе собственное охранное предприятие "БЗ Гарант". Поэтому проблема выплаты материального ущерба перед нами не стоит: мы сами себя охраняем", -- комментирует он. (З.Д.)<BR>